Путь к первому двигателю «КамАЗ»
Категория: Промышленноcть, оборудование
| Автор: Stepanboi
| Опубликовано: 16.07.2009
По воспоминаниям Рамиля Мухаметнуровича Ахтареева, бывшего зам. главного конструктора по двигателям, в 1970 году начала формироваться конструкторская служба по двигателям - были приняты на работу в московской дирекции «КАМАЗа» на Таганке первые специалисты, задачей которых являлось участие (совместно с конструкторами ЯМЗ) в разработке конструкции двигателя, подготовка задания на проектирование инженерного центра «КАМАЗа», а также заказ оборудования для испытаний. Главной же задачей было формирование коллектива конструкторов и испытателей двигателей. Местом временного размещения и комплектования специалистов для производства двигателей для «КАМАЗа» был определен г. Ярославль, а конструкторов - ЯМЗ.
В марте 1971 года на ЯМЗ был направлен первый десант конструкторов-двигателистов: Модин, Лотфуллин, Гатиятуллин, Зиганшин, Галиуллин, Волков (выпускники Казанского авиационного института). В течение 1971 года группа конструкторов и испытателей-двигателистов «КАМАЗа», находящихся на ЯМЗе, составляла 36 человек.
В 1972 году к очередному съезду КПСС был изготовлен и прошел 1000-часовые испытания первый двигатель ЯМЗ-11Э641, который и стал прообразом камазовского.
Зимой 1973 года с ЯМЗа на КАМАЗ была отправлена первая группа двигателистов -испытателей. Их руками были вырыты котлованы под фундаменты и построена собственная станция для испытания двигателей.
Это было большим достижением!
В середине 1974 года было принято решение о создании на РИЗе участка сборки двигателей. Для сборки использовались детали, прибывающие вместе с оборудованием и полученные при его отладке. Недостающие детали двигателей привозили, буквально на руках, с ЯМЗа. 1975 был годом перебазирования основных конструкторских служб на «КАМАЗ», была получена конструкторская документация на автомобили и двигатели. Началась производственная деятельность дизельного производства, в режиме пуско-наладки заработали автоматические линии, 4 декабря был собран первый двигатель. Детали и запчасти Камазовских дизелей поставлялись тогда многими заводами СССР.
Но самым памятным и самым важным днем для всех без исключения камазовцев, участвовавших в создании первого двигателя, безусловно, был и остается день
сборки первого автомобиля КАМАЗ. Из интересных эпизодов, связанных с подготовкой двигателя для первого автомобиля, Владимиру Ивановичу Ищенко, конструктору НТЦ, запомнился такой. За сборку силового агрегата отвечал Шестаков. Когда он был в командировке, поступил сигнал, что ОТК прекратил отгрузку двигателей на автозавод из-за натиров (после обкатки) на гильзах цилиндров, не отвечающих установленному эталону. Конструкторы подтвердили заключение ОТК.
Обстановка накалилась до предела, а разрядил ее технический директор А. М. Плахов. Выслушав все объяснения, он разрешил отправку двигателей на автозавод и расписался фломастером на гильзе цилиндров с натирами, которую тут же окрестили как «Эталон Шахова». А конструкторам дали указание на эксплуатацию дизелей с такими гильзами, и испытать их в самом жестком режиме.
Целую ночь ревели двигатели, и ни один из них, к удивлению, не вышел из строя. Правда, они все-таки имели повышенный расход масла «на угар». Поиски причины
дефекта шли ночью по всей технологической цепочке, и в результате ее нашли. Однако «Эталон Плахова» еще долго находился в ОТК, и в критических ситуациях, а их было немало, Шестаков разрешал его использовать. В те дни приходилось срочно решать и неординарные задачи, искать выход из критических ситуаций, и люди справлялись с этим, ощущая большую ответственность за свое детище - автомобили и двигатели с маркой «КАМАЗ».
эксплуатация дизелей | детали двигателей