Новые автодизели на новом КАМАЗе
Результат — фирменный модельный ряд, включающий несколько семейств дизелей КамАЗ.
Так, семейство, двигатели которого соответствуют экологическим нормам "Евро-2", включает девять моделей дизелей с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха, В том числе семь моделей (740.35-400, 740.50-360, 740.51-320, 740.52-260, 740.53-290, 740.37-400, 740.38-360) — размерностью 120 х 130 мм и две (740.30-260 и 740.31-240) - размерностью 120 х 120 мм. Все они предназначены для установки на модернизированные автомобили КамАЗ, самосвалы КамАЗ-65115 и КамАЗ-6520, новые транспортные автомобили КамАЗ-5360 и КамАЗ-5460, автобусы и автомобили семейства "Мустанг". Базовая модель этого семейства — двигатель КамАЗ-740.50-360,
Как видно семейство охватывает довольно широкий мощностной (177—294 кВт, или 240—400л. с.) и по крутящему моменту (932—1766 Н • м, или 95—180 кгс • м) диапазоны, что и делает его пригодным для применения на всех моделях и модификациях АТС, выпускаемых в настоящее время КамАЗом. Кроме того, минимальный удельный расход топлива у двигателей данного семейства составляет 201—206 г/(кВт • ч), иди 148—152 г/(л. с. • ч), расход масла на угар не превышает 0,2 % расхода топлива, а ресурс равен 800 тыс. км пробега, что не хуже, чем у многих дизелей зарубежного производства.
К настоящему времени разработаны, прошли сертификационные испытания и идут эксплуатационные испытания опытно-промышленной партии двигателей КамАЗ-740.60-360, КамАЗ-740.61-320 и КамАЗ-740.62-280, соответствующих нормам "Евро-3" Пока их оснащают традиционной топливной аппаратурой с электронным регулятором, разработанной в ОАО "ЯЗДА". Однако на них планируется ставить и топливную аппаратуру типа Р7100 с электронным регулятором RE-30 фирмы "Бош". Основные технические характеристики данных дизелей следующие: минимальный удельный расход топлива — 204—206 г/(кВт • ч), или 150—152 г/(л.с. • ч); расход масла на угар — не более 0,1 % расхода топлива; ресурс — не менее 800 тыс. км пробега.
В стадии завершения разработки находятся и дизели, соответствующие нормам "Евро-4". Они, по сравнению со своими предшественниками, имеют ряд конструктивных изменений, связанных с установкой перспективной системы топливоподачи, доводкой рабочих процессов (четырехклапанное газораспределение, новая форма камеры сгорания, центральное расположение форсунки) и введением системы рециркуляции отработавших газов. Планируемый уровень его технических характеристик: минимальный удельный расход топлива — 194—197 г/(кВт • ч), или 143—145 г/(л. с. • ч); расход масла на угар — не более 0,05 % расхода топлива; ресурс — не менее 1 млн. км пробега.
Начаты работы по V-образным шестицилиндровым дизелям с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха мощностью от 147 до 177 кВт, или от 200 до 240 л. с., предназначенных для установки на автомобили и автобусы КамАЗ. Создаются они на базе модели КамАЗ-740.30-260. Ожидаемый уровень унификации запчастей КАМАЗ — 76 %. Да и вообще нужно сказать, что и модернизированные и перспективные восьми- и шестицилиндровые транспортные дизели КамАЗ имеют очень высокий уровень унификации по отношению к базовому КамАЗ-740.30-260. Так, у двигателей уровня "Евро-2" она достигает 97 %, у двигателей уровня "Евро-3" - 87 %.
С начала выпуска (1976 г.) и до настоящего времени КамАЗ постоянно совершенствует свои двигатели, улучшая их технико-экономические показатели — ресурс, топливную экономичность, расход масла на угар, уровень шума, выбросы вредных веществ с отработавшими газами, максимальный крутящий момент. В итоге за 28 истекших лет ресурс дизелей увеличился более чем в 4 раза, максимальный крутящий момент — более чем в 2 раза, удельный расход топлива, наоборот, снизился на 9 %, а расход масла на угар — в 8 раз.
Особенно интенсивно улучшение экологических характеристик двигателей шло в последние годы. Так, если за период с 1976 г. (модель 740.10) по 1996 г. (модель 740.11-240, соответствующая нормам "Евро-1") содержание монооксида углерода в отработавших газах уменьшилось в 3 раза (табл. 4), а углеводородов и оксидов азота — в 2 раза, то за период с 1996-го (модель 740.11-240) по 2004 г. (модель 740.60-360, удовлетворяющая нормам "Евро-3") — соответственно в 3; 3,5 и 1,6 раза. Кроме того, выбросы твердых частиц снизились в 3,5 раза.
Все перечисленные — результат мероприятий по повышению технического уровня двигателей. Например, опыт создания дизеля, отвечающего нормам "Евро-3", показал: в случае дизелей размерности D x S = 120 х 130 мм, имеющих мощность 206—265 кВт (280—360 л. с.), задачу можно решить, применив либо модернизированную топливную аппаратуру ОАО "ЯЗДА" (модель 337-23) с электронной системой управления нагрузочно-скоростными режимами его работы, либо аппаратуру фирмы "Бош" (тип Р7100) в комплектации с электронным регулятором. Потому что конструкции плунжера обеих имеют верхние управляющие кромки, повышающие качество рабочего процесса двигателя на холостом и частичных режимах его работы, а ЭСУ позволяет формировать требуемую внешнюю скоростную характеристику, применять различные способы регулирования, корректировать цикловую подачу топлива в зависимости от давления, температур наддувочного воздуха и топлива, значительно улучшает качество переходных процессов. Правда, у топливной аппаратуры ОАО "ЯЗДА" есть существенное преимущество перед аппаратурой "Бош": преемственность технологических процессов. Но есть, к сожалению, и недостатки. Это невозможность процесса впрыскивания топлива под давлением более 120 МПа (1200 кгс/см2) и управления углом опережения впрыскивания по оптимальному алгоритму.
Однако в качестве окончательного решения был принят третий вариант — система топливоподачи UP20 фирмы "Бош", выполненная на базе индивидуальных ТНВД, столбиковых секций с электронным управлением, которая обеспечивает максимальное давление впрыскивания топлива в диапазоне 120—160 МПа (1200—1600 кгс/см2) и заданный оптимальный алгоритм изменения начала и продолжительности впрыскивания. К тому же, для нее характерны и другие достоинства: высокая эксплуатационная надежность, стойкость к перегрузкам и дизельным топливам низкого качества.
КамАЗ | запчасти КАМАЗ