Полиуретан и его применение для внутризаводского транспорта (полиуретановые шины).
Шины для внутризаводского транспорта - первая область крупномасштабного использования полиуретана. По сравнению с резиновыми и стальными полиуретановые шины обладают большей грузоподъемностью.
Таблица 1. Грузоподъемность шин одинакового диаметра из полиуретана и натурального каучука.
Размеры, мм | Грузоподъемность, кг | Коэффициент сравнения (полиуретан/каучук) |
|
|
полиуретан | нк | |
558-203-406* | 17 237 | 2 499 | 4,9 |
457-127-308 | 8 391 | 1 174 | 7,1 |
406-76-308 | 3 773 | 548 | 7,0 |
304-89-203 | 4 096 | 539 | 7,6 |
254-76-158 | 3 052 | 381 | 8,0 |
152-127-76 | 3 447 | 476 | 7,2 |
* Наружный диаметр металлического обода, на который надевается шина.
Все полиуретановые шины, упомянутые в таблице 1. (152-558 мм.), имеют грузоподъемность в шесть раз больше, чем шины того же размера из натурального каучука. Часто полиуретановаые шины делают меньшего диаметра, но при уменьшении ширины даже более чем в два раза грузоподъемность полиуретановых шин значительно выше, чем обычных (таблица 2).
Таблица 2. Грузоподъемность массивных шин из полиуретана и натурального каучука.
Полиуретан | Натуральный каучук | Коэффициент сравнения (полиуретан/каучук). |
||
размеры, мм | грузоподъемность, кг | размеры, мм | грузоподъемность, кг | |
558-76-406* | 5 896 | 558-203-406 | 2 499 | 2,4 |
457-76-308 | 4 535 | 457-127-308 | 1 174 | 3,9 |
406-76-308 | 3 764 | 406-127-308 | 1 052 | 3,6 |
330-76-254 | 3 061 | 330-127-254 | 571 | 5,3 |
254-76-158 | 3 050 | 254-177-158 | 1 097 | 2,8 |
152-50-76 | 1 111 | 152-127-76 | 476 | 2,3 |
* Наружный диаметр металлического обода, на который насаживается шина.
При проектировке грузового транспорта с учетом использования полиуретановых шин обычно уменьшают и ширину шины, и диаметр. Из таблицы 1 видно, что полиуретановая шина размером 254-76-158 ( то есть наружный диаметр шины 254 мм., ширина 76 мм. и наружный диаметр металлической части 158 мм.) имеет большую грузоподъемность, чем каучуковая шина с размерами 558-203-406. Для заводов и складов с ограниченной маневренной площадью уменьшение диаметра шины может оказаться очень выгодным. Таким образом, экономически выгодно полностью использовать грузоподъемность полиуретановых шин.
Кроме того, повышенная сопротивляемость полиуретана к порезам и истиранию, обуславливает более длительный срок эксплуатации шин.
Высокая стойкость к маслам позволит полиуретановым шинам служить дольше в механических цехах (в условиях промасленных полов).
По сравнению со стальными полиуретановые шины обеспечивают лучшую тягу и не причиняют вреда бетонным и другим покрытиям.
Полиуретановые шины выгодно использовать и на электрическом транспорте. Они испытывают значительно меньшее сопротивление качению, чем резиновые (из-за различной твердости материалов). Это позволяет реже перезаряжать батареи и более эффективно использовать транспорт.
Промышленный транспорт используется ив условиях складов- холодильников, где температура ниже 0°С. Твердые полиуретановые шины способны врезаться в лед, образовывающийся при этой температуре, улучшая тем самым тягу. Кроме того, для полиуретана характерна такая зависимость эластичности от температуры, которая обеспечивают меньшую потребность в мощности при работе шин при минусовых температурах, чем для резиновых шин из обычных каучуков.
Таким образом, повысить эффективность работы внутризаводского транспорта можно с помощью использования полиуретановых шин.
Литература
1. Райт П., Камминг А. Полиуретановые эластомеры. Пер. с англ. под ред. док. хим. наук Н. П. Апухтиной. Л., "Химия", 1973.
2. Ю. С. Липатов, Ю. Ю. Керча, Л. М. Сергеева. Структура и свойства полиуретанов. Киев, "Наукова думка", 1970.
Автор статьи - ООО Полимер-тех (полиуретан, изделия из полиуретана на заказ).