Имя Генриха (Анри) Брокара почти забыто. Между тем на рубеже XIX - XX веков его знала вся культурная Россия. Француз по рождению, Брокар приехал в Россию в 1861 году и спустя три года основал собственное мыловаренное производство. Брокар многие годы был главным лаборантом на своей фабрике. Он прославился как создатель чудесных ароматов, изобретатель оригинальных парфюмерных изделий, к числу которых можно отнести так называемые сюрпризные наборы, включавшие в себя до десяти парфюмерных предметов.
Согласно легенде, идея аромата пришла к нему во сне. Однажды среди ночи он переполошил весь дом своими криками “Нашел!”. Он рассказал перепуганной жене, что Бог дал ему сон, и он понял, что нужно делать. Надо создать букет! Букет для императрицы! — торжествующе кричал парфюмер и, накинув халат, побежал в кабинет: немедленно звонить главному художнику своей “империи”. На следующий день они уже спорили до хрипоты: выйдет или нет. Он просил его сделать так, как он просит, а запах — это уж его дело. Он уверял , что императрица не устоит!
Спустя неделю в кабинет главы парфюмерной фирмы доставили совершенно необычную вещь: прекрасную хрустальную вазу, полную цветов: алы х роз, нежных пармских фиалок, нарциссов, ландышей. Все они с необычайным искусством были изготовлены из цветного воска и выглядели почти неотличимо от живых.
В день рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны она получила от фирмы знаменитого московского парфюмера Брокара весьма необычный подарок: эту самую вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Запахи легко и приятно кружили голову и сливались в необычайный букет. Императрица повелела назвать новые духи “Любимый букет императрицы”, а Брокар получил наконец вожделенный высочайший указ, которым ему жаловали звание “Поставщика Двора Его Императорского Величества”. Духи стали легендой и приобрели несравненную популярность в России и за её рубежами.
По другой легенде, уже после смерти Брокара, в 1913 году в Москву приехал мсье Август Мишель с целью присоединиться к знаменитому Товариществу. Мишель пришел с не пустыми руками, а с аромакомпозицией собственного изобретения — духами «Любимый букет императрицы», созданными специально для императрицы Александры Федоровны, и пришелся как нельзя кстати, к 300-летию дома Романовых. Духи буквально опьянили всю страну.
В 1917 году фабрику национализировали: легендарная “Империя Брокара” превратилась в “Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат N 5”. Мишель не стерпел такого безобразия и в 1922 году выступил с предложением. Не дело - так называть парфюмерное предприятие, совсем недавно имевшее заслуженную мировую славу. Уж коли большевикам так хочется новых традиций и решений, пусть назовут фабрику “Новая заря”.
Так с лёгкой руки другого старого французского парфюмера “Империя Брокара” стала “Новой зарёй”. Мишель внёс новое предложение: “Духи «Любимый букет императрицы» можно переименовать в “Красную Москву””. И люди в кожанках вновь согласились.
Красно-белый дизайн упаковки, предложенный художником Евсеевым для всей парфюмерной линии «Красная Москва», остается неизменным с 1925 года. В фигурном флаконе в форме Кремлёвской башни заключены мечты Генриха Брокара, императрицы Марии Федоровны и грёзы множества давно ушедших от нас русских красавиц. Теперь трудно поверить в то, что парфюмерная российская фабрика выступала наравне с французскими и была отмечена высшими наградами на престижных выставках. Ни одно событие, в котором участвовала продукция Брокара, не обходилось без наград, всевозможных медалей и почестей, которыми по достоинству отмечали успехи фабрики. Технология изготовления на «Новой заре», естественно, изменилась — советская парфюмерная промышленность не смогла сохранить легендарные рецепты. И сегодня бывшие духи “Любимый букет императрицы” теперь имеют чуть горьковатый запах. В те годы «Красная Москва» из дорогих духов для избранных превратились в доступную вещь. Ими пользовались все модницы Советского Союза.
Источник Винтажная и Раритетная парфюмерия, французские и Восточные духи
Спасибо,очень интересная статья!
osit | 02.07.2009