Каталог Статей
53954 авторов, размещено 44027 статей, сейчас на сайте пользователей: 28 Статистика
Аватар Фадеева Алина

Функциональное и психологическое сотояние организмов студентов педагогического университета в период сессии

Категория:  Здоровье  | Автор:  Фадеева Алина | Опубликовано: 17.01.2019

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПЕРИОД СЕССИИ

 

Фадеева А.В., Матвеев А.Д.

 

Сургутский педагогический государственный университет, г.Сургут

 

            Аннотация. В статье представлены результаты исследования функционального и психологического состояния студентов Сургутского педагогического университета в период зимней сессии. Обследовано  80 студентов 2-4 курсов. Методом вариационной пульсометрии  определено функциональное состояние организма студентов и по результатам психологической диагностики установлен уровень тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности у студентов  в период сессии.

            Ключевые слова: функциональное состояние, тревожность, фрустрированность, агрессивность, ригидность, студенты, сессия.

 

По данным ряда исследователей, в период экзаменационной сессии у студентов  регистрируются значительные изменения психофункционального состояния [3,4,7]. При этом в зависимости от характера, силы и продолжительности стрессирующего воздействия, конкретной стрессорной ситуации, исходного состояния организма, его функциональных резервов и индивидуальных психофизиологических качеств, течение генерализованной реакции варьирует, особенно в отношении вовлечения в процесс межсистемных связей целостного организма [2,9].

Несмотря на общность мотивации и предъявление одинаковых условий, индивидуальные психофизиологические реакции не только в экстремальных ситуациях, но и в обыденной деятельности не будут идентичными из-за различных внутренних возможностей каждого отдельного человека. При этом очень многое зависит от восприятия и переработки человеком возникающей фрустирующей ситуации, возможности ее разрешить и адаптироваться к ней. Степень эмоционального напряжения нарастает в зависимости от индивидуальной оценки ответственности за выполняемую работу, возложенных обязанностей, ожидаемых результатов деятельности. В частности, показано, что индивидуальные особенности студентов оказывают существенное влияние на функционирование сердечно-сосудистой системы во время стресса [6,8].

В исследовании Д.А. Авчинниковой установлено, что в период экзаменов вне зависимости от типа межполушарной асимметрии уровень стресса у студентов повышается. У левшей соматические, поведенческие и эмоциональные показатели стресса более выражены, а используемые эмоциональные копинг-стратегии менее эффективны. Риск экзаменационного стресса для левшей выше, что следует учитывать при организации профилактических мероприятий [1].

Исследование проводилось в период зимней сессии (январь 2018 года) на базе научно-исследовательской лаборатории "Здоровый образ жизни и охрана здоровья" Сургутского государственного педагогического университета в рамках проекта "Stress STOP". Обследовано 80 человек из числа студентов 2-4 курсов, обучающихся на факультете физической культуры и спорта. Все участники исследования были разделены по полу: 33 девушки и 47 юношей.

Для изучения психических состояний использовали методику "ТФАР". (тревожность, фрустрированность, агрессивность и ригидность). Методика предназначена для сопоставления показателя личностной тревожности с показателями склонности личности к другим психическим состояниям.

Состояния тревожности связаны с переживанием эмоциональных дискомфортных ощущений, связанных с ожиданиями неблагополучных последствий и стрессогенных ситуаций. Фрустрации выражаются в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми затруднениями в процессе достижения поставленных целей. Ригидность обозначает специфику в организации индивидуального восприятия – недостаток гибкости, зависимость от сформированных в прошлом образов. Агрессивность характеризует любую форму поведения, которое нацелено на оскорбления и вред другому [5].

Функциональное состояние и частоту сердечных сокращений (ЧСС) оценивали по результатам диагностики на программно-аппаратном комплексе «Стресс-Тест». Результатам стресс-теста дают возможность прогнозирования состояний предболезни, переутомления и срыва адаптации (резкого снижения приспособительных возможностей организма), а также поведения организма в экстремальных условиях жизнедеятельности (в нашем случае экзаменационный стресс).

Статистическую обработку данных выполняли в программе "Statistica 13".

При анализе данных учитывали среднюю оценку по итогам зимней сессии (3,82 и 3,78  у девушек и юношей соответственно) и курс, на котором обучался студент.

Результаты диагностики психических состояний в экзаменационный период представлен на рисунке 1.

Установлено, что у юношей чаще встречался низкий уровень тревожности (z=4,663, p=0,000), фрустрированности (z=4,016, p=0,000) и ригидности (z=2,534, p=0,011) по сравнению с девушками.

У девушек при анализе частоты встречаемости психических состояний отмечено наибольшее число лиц со средним уровнем всех анализируемых состояний.

Высокий уровень тревожности отмечен лишь у 6,06% девушек. Высокий уровень агрессивности и ригидности отмечен в обеих группах. Процент юношей с высокой агрессивностью достоверно больше, чем девушек (z=2,003, p=0,045).

Отсутствие студентов с высоким уровнем фрустрированности свидельствует о хорошей устойчивости по отношению к различным препятствиям, возникающим на пути к достижению цели (успешному окончанию сессии). Для юношей и девушек с низким уровнем этого показателя характерна тенденция к реализации конструктивного поведения, направленного на рациональное преодоление препятствий.

            Функциональное состояние у девушек и юношей находилось в приделах физиологической нормы у 42,42% и 34,04% соответственно. Переходное состояние между нормой и предболезнью установлено у 30,30% девушек и 36,17% юношей. Функциональное состояние, соответствующее предболезни регистрировалось по данным стресс-теста у 24,24% девушек 17,02% юношей.  Зарегистрированы случаи срыва адаптации  у 12,77% юношей и 3,03% девушек.             Это указывает на необходимость профилактической и коррекционной работы с группой риска.

          У девушек и юношей оценивали тесноту корреляционных связей между показателями психофункционального состояния, итогами сессии и курсом обучения. Достоверные корреляционные связи были выявлены между рядом изучаемых показателей. У девушек при уровне значимости p≤0,5 установлена прямая корреляционная связь функционального состояния и средней оценки за сессию (r=0,39) и обратная между пульсом и агрессивностью (r=-0,36). Коэффициент корреляции ЧСС и итоговой оценки у девушек  соответствовал уровню значимости p≤ 0,1 при значении r=0,47.

            Среди юношей установлены статистически значимые (p≤0,5) связи итоговой оценки с тревожностью (r=0,3) и курсом обучения (r=-0,30).  Курс обучения и тревожность достоверно коррелировали (p≤0,1) между собой (r=-0,38). 

            Проведенное исследование является первым этапом при изучении влияния экзаменационного стресса на физическое и психическое состояние студентов педагогического вуза. Дальнейшие исследования позволят сравнить имеющиеся данные с результатами межсеместрового периода обучения студентов разных факультетов сургутского педагогического университета. Полученные результаты лягут в основу методических рекомендаций по профилактике стресс-индуцированных заболеваний (срыва адаптации) в период обучения в высшем образовательном учреждении и разработки эффективных механизмов психологической защиты и копинг-стратегий.

 

 

Литература

 

  1. Авчинникова Д.А., Авчинникова С.О. Переживание экзаменационного стресса студентами с разными типами межполушарной асимметрии // Ped.Rev.. 2017. №4 (18). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-ekzamenatsionnogo-stressa-studentami-s-raznymi-tipami-mezhpolusharnoy-asimmetrii (дата обращения: 29.01.2018).
  2. Говорухина А.А., Щербакова А.Э. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса в условиях внедрения педагогических инноваций // Система ценностей современного общества. 2010. № 16. С. 255-260
  3. Горбунов Н.П. Изменение показателей сердечного ритма под влиянием учебной деятельности у подростков с задержкой психического развития // Физиология человека. 2004. Т.30. №3. С.70-75.
  4. Дмитриев Д.А., Дмитриев А.Д., Карпенко Ю.Д., Саперова Е.В. Влияние экзаменационного стресса и психоэмоциональных особенности на уровень артериального давления и регуляцию сердечного ритма у студенток // Физиология человека. Т.34. №5. 2008. С. 89-96.
  5. Долгова В.И. Исследование самооценок эмоциональных состояний студентов с различным уровнем эмоционального интеллекта в период экзаменационной сессии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2017. №3 (30). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-samootsenok-emotsionalnyh-sostoyaniy-studentov-s-razlichnym-urovnem-emotsionalnogo-intellekta-v-period-ekzamenatsionnoy (дата обращения: 29.01.2018).
  6. Льдокова Г.М., Панфилов А.Н., Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Концепт. 2013. №S1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-sostoyaniya-studentov-v-uslozhnennyh-usloviyah-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.01.2018).
  7. Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А. Диагностика и коррекция тревожных и депрессивных расстройств у школьников и студентов в условиях модернизации образования: методические рекомендации. Сургут, 2013. 38 с.
  8. Попова М.А., Щербакова А.Э., Говорухина А.А., Сафин Р.М. Изменение сердечного ритма у студентов при смене уровня учебных нагрузок в условиях внедрения инновационной образовательной системы на территории ХМАО-Югры // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2009. № 1. С. 5-11.
  9. Nelms B.C. Stress and school: helping children cope // J.Peiatr. Health Care. 1999. Vol. 13. N 5. P.209-210.

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар med-connect
Тахикардия: как успокоить сердцебиение? Тахикардия – это состояние, при котором частота сердечных сокращений превышает 100 ударов в минуту, при этом ритм сокращений не нарушается. Основные признаки тахикардии помимо сердцебиения включают го...
Категория: Здоровье | Автор: med-connect | Добавлено: 25.05.2013
Аватар med-connect
Ринорея - что это такое? Ринорея - это состояние, когда носовая полость заполнена значительным количеством слизистой жидкости. Состояние, широко известный как "насморк", происходит довольно часто. Ринорея является распростран...
Категория: Здоровье | Автор: med-connect | Добавлено: 03.06.2013
Аватар Татьяна Совяк
Как почистить лимфу? Примерно 80 % токсинов находятся именно в лимфе! И в этой жидкости «плавают» наши клетки! Значит, межклеточная жидкость должна быть чистой, оптимальной для работы клеток. Это поможет избавиться от мно...
Категория: Здоровье | Автор: Татьяна Совяк | Добавлено: 04.08.2010
Аватар artniks
Как избавиться от артрита Существуют тысячи заболеваний и все они имеют общие функциональные признаки: нарушение биоэнергетического баланса и ослабление иммунной системы. Здоровье бывает только одно и восстановить его можно бе...
Категория: Здоровье | Автор: artniks | Добавлено: 07.02.2010
Аватар Елена Шамова
Мой ребенок постоянно отбирает игрушки у сверстников или почему дети всегда хотят то, что есть у другого ребенка? Почему дети отбирают игрушки у других детей?...
Категория: Здоровье | Автор: Елена Шамова | Добавлено: 05.06.2011
Рекомендуем
Собственный мощный VPN сервер за $5/мес. Простота настройки. Скидка для наших пользователей 25% по коду KATALOGPROMO.
Интернет должен быть свободным!
ПОПРОБОВАТЬ >>
Лучшие авторы
Аватар PokerPro
Играю в покер в свободное время.
Являюсь админи...

Читать

Аватар Сергей Штуро
Свободный инвестор.Масса различных интересов,плано...

Читать

Аватар LimaR
Был, есть и буду есть! :-) Внештатный клоун всех б...

Читать

Аватар Павел Скачков
Профессионально занимаюсь массажем.

Читать

Аватар fsrcmari

Закончив Иерусалимский Университет и получив з...

Читать

Свежие комментарии
Да, видеокурсы очень удобная штука, и особенно онлайн. Я ни раз проход...

Читать

информативная статья, благодарю

Читать

Интересные цифры, но кажется совсем дешево для капитального ремонта

Читать

Для общего развития можно не только игрушки покупать. Мы часто покупае...

Читать

Мдаа, меня как в детстве к стоматологу было не затащить, так и сейчас....

Читать

Напишите нам