Функции, выполняемые правым и левым полушариями мозга, связаны друг с другом, и только постоянный «диалог» делает возможными комплексное мышление и действия. Левое полушарие головного мозга управляет всеми функциями правой части головного мозга и наоборот. Правый глаз видит, правая рука движется, правое ухо слышит благодаря хорошо «организованной» работе левого полушария головного мозга.
Левое полушарие, отвечающее за движения правой руки, наделено аналитическими способностями и является у большинства людей речевым центром. Речь делает понятным окружающий мир, поскольку почти все можно объяснить и выразить словами. Для того, чтобы объяснить что-либо другому человеку, нет крайней необходимости рисовать картинку или изображать то, что хочешь сказать, жестами. Благодаря левому полушарию человек анализирует поступающие извне впечатления, разлагает их на отдельные компоненты, может вновь их соединить и выразить словами. Сложные задания он может выполнить поэтапно, разделяя их между собой на отдельные более мелкие, логически связанные между собой проблемы. Правое же полушарие отличается особенностью воспринимать ситуацию целиком и реагировать на происходящее интуитивно.
Способности левого полушария очень хорошо развиваются в процессе обучения. В школе дети обучаются писать, считать и читать. Таким образом, они приобретают умение аналитически и рационально мыслить. В наших школах часто не придаётся никакого значения развитию интуиции и творческих способностей. Занятия музыкой и рисованием нередко считаются второстепенными. Интуитивное мышление, как правило, оценивается как ненужное и отвлекающее от «главных» занятий. Традиционная школа рассматривает своей задачей развить речь и мышление учеников. Но это охватывает лишь часть способностей человека. Полностью игнорируется невербальное поведение. Именно целостный поход является отличительной чертой развивающегося гения.
Конечно, для проявления гениальности не может быть никаких стандартов. Но это касается творчества гения. Мы же говорим о его воспитании, точнее о тех воспитательных ориентирах, к которым следует стремиться. Есть ряд давно описанных, хорошо известных личностных свойств, которые характерны для выдающихся людей, свойств, без которых их выдающиеся достижения были бы невозможны. Они и должны очерчивать контуры развития одаренной личности.
В согласованном взаимодействии двух равных по значимости полушарий мозга кроется ключ к успеху. Если в институтах и университетах головы студентов будут заполнятся только знаниями, то в конце концов выпускники будут представлять собой скопище всевозможных сведений. И возможно, будут великими математиками или физиками, но вряд ли смогут справляться с повседневными заботами и проблемами. Почему? Потому что их не научили правильному, интуитивному обращению с окружающим миром. Юрист, получивший блестящую профессиональную подготовку, никогда не станет преуспевающим судьей или адвокатом, если он лишен своего рода чутья на людей, интуиции, участливости. Педагог, имеющий шикарное образование, не станет лучшим в своей профессиональной нише, если не обладает добротой и любовью к детям. Успеха можно добиться только в том случае, если общаясь с человеком, ты учитываешь целостность его натуры и принимаешь во внимание и чувства, и разум.
Теперь вы, несомненно, зададитесь вопросом: как научиться учитывать слаженную работу обоих полушарий головного мозга, для того, чтобы добиваться своих целей? Любой из нас может выработать у себя эту способность, если прибегнет к тренингу (система упражнений), который направлен на активизацию и гармонизацию работы полушарий головного мозга. Благодаря таким мерам каждый человек может, соединив интеллект и эмоции, способность аналитически мыслить и проницаемость, стать гармоничной личностью.
Некоторые из тренингов, упражнений, тестов и методик, можно найти на сайте Школы развития интеллекта. Подобные занятия развивают память, внимание, помогают в приобретении навыка быстрочтение или скорочтение.