Каталог Статей
54930 авторов, размещено 44027 статей, сейчас на сайте пользователей: 12 Статистика
Аватар ruzaliya.sabirovna

Развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в процессе организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности

Категория:  Образование  | Автор:  ruzaliya.sabirovna | Опубликовано: 12.05.2019

Развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в процессе организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности

Ключевые слова: младший школьный возраст, гражданская позиция, литературно-историческая игра.

Аннотация: в статье рассматривается формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста по средствам организации литературно-исторических игр во внеурочной деятельности.

Становления полноценного гражданского общества России и построение правового демократического государства обострили потребность в воспитании нового поколения социально-ориентированных граждан, обладающих активной позицией. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется современный национальный воспитательный идеал. «Современный национальный идеал – это высоконравственный творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [1, с.14]. Для воспитания такого гражданина требуется вооружить школьников не только глубокими и прочными знаниями о гражданских ценностях, но и обеспечить готовность к общественно-значимой деятельности. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Основной функцией учителя является создание благоприятных условий для формирования у младших школьников первоначальных представлений о человеке как части гражданского общества, о правах и ответственности человека перед окружающими, позитивного опыта совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, воспитание уважения традиций своего народа, любви к малой Родине, Родине. Важность воспитания гражданской позиции нового поколения отражена в нормативно-правовых документах: «Конституции РФ, Закон РФ «Об образовании» (ст. 48), «Национальная доктрина образования до 2025 года», в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и до 2020 года, Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы», «Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан «Российской Федерации на 2011-2015годы (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 79), 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). Необходимость формирования основ гражданской позиции младшего школьника отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения (2009)». В Федеральном Государственном Образовательном стандарте НОО говорится о развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формировании у обучающихся основ гражданской идентичности, чувств гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [2, с.7] Младший школьный возраст – период детства, этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. С приходом ребенка в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, он начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность (Д.Б. Эльконин [3]). Младший школьный возраст является началом общественного бытия ребенка как субъекта деятельности (И.А. Зимняя [4]). В процессе деятельности происходит накопление знаний о жизни общества, взаимоотношениях между людьми, о свободе выбора того или иного способа поведения. Чтобы деятельность имела планируемый результат в формировании основ гражданской позиции младшего школьника, ее нужно разумно направить взрослому, организуя как совместно распределенную, коллективную деятельность (В.В. Давыдов, В.А. Цукерман и др. [5]). Развитие гражданской позиции младшего школьника нами рассматривается, как качество личности, представляющее собой сложную многофункциональную систему, включающую в себя способность к осмыслению понятий и овладению знаниями о гражданских ценностях (Человек, Семья, малая Родина, Родина), на основе эмоционально-чувственного восприятия и устойчивого отношения к ним и определяющая действия и поступки обучающихся в аспекте гражданских ценностей. В структурном отношении гражданская позиция обучающихся представлена когнитивно-ценностным (полнота знаний о гражданских ценностях Человек, Семья, малая Родина, Родина), эмоционально-чувственным(устойчивое эмоционально- чувственное отношение к гражданским ценностям) и мотивационно-деятельностным (действия и поступки школьника в аспекте гражданских ценностей) компонентами. Гражданская позиция проявляется и формируется во внеурочной деятельности. Через нее обучающийся познает мир, себя, формирует свое самосознание, нравственные и социальные установки, реализует свое. Важным условием внеурочной деятельности в младших классах является ориентация на активную совместную работу детей и взрослых, привлечение учащихся к совместной деятельности со старшими ребятами в социально значимых проектах школы. Это способствуют росту активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивает видение новых способов решения жизненных проблем, формирует самосознание и ответственность перед другими. Для формирования у младших школьников гражданской позиции можно применять современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно-коммуникативную, технологию сотрудничества, технологию проблемного обучения. В своем исследовании мы обращаемся к игровым технологиям, а именно к литературно-историческим играм как к средству формирования основ гражданской позиции младшего школьника во внеурочной деятельности. Так как активность ребенка социальная, ее общественная обусловленность и направленность ярко отражаются в игре. Игра является сферой самостоятельной творческой деятельности детей. Под формированием основ гражданской позиции младшего школьника с помощью литературно-исторических игр во внеурочной деятельности понимаем творческое, целенаправленное взаимодействие ученика, учителя и других участников воспитательного процесса по созданию условий для освоения учащимися социально-культурных ценностей общества, она характеризуется серьезными временными затратами и большим количеством участников [6, с.231]. Особенностью литературно-исторической игры является ее осознанный характер. В разнообразных видах деятельности в рамках внеурочной деятельности ребенок приучается создавать материальные и духовные ценности, постепенно превращаясь из потребителя в производителя материальных и духовных благ, что является показателем становления Личности. В результате игры ребенок овладевает основными моральными ценностями, нормами поведения, начинает осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, развивает свои коммуникативные способности, позволяющие ему успешно реализовать собственный потенциал. Литературно-историческая игра должна наводить детей на осознание важности событий, которые касаются нашей родины и происходили в истории нашей страны, рассуждать и обсуждать их, показывать своего отношения к исторических событиям и поступкам героев. Она должна быть и увлекательной, и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Практика показывает, что игры часто используются для развлечения и расслабления детей в ходе учебного занятия. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Литературно – историческая игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Таким образом, развитие гражданской позиции посредствам литературно-исторических игр в процессе внеурочной деятельности благоприятно сказывается на развитие у детей моральных ценностей, обучающиеся овладевают нормами поведения, начинают осознавать себя частью общества и гражданином своего Отечества, развивают свои коммуникативные способности, позволяющие ему успешно реализовать собственный потенциал.
Список литературы 1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009 ― 28 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N2 373 [электронный ресурс] — Режим доступа – URL: https://минобрнауки.рф/документы/922 3. Детская психология: учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – 384 с. 4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учеб.для вузов. – М.: Логос, 2002 – 384 с. 5. Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992 №3-4. 14-19. С. 6. Ермакова, И.В. Психолого-педагогические основы исторических игр для младших школьников // В сборнике: Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. – 2014. - №3. – 432 с.
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар GodKnows
Методы быстрого устного счёта Быстрый счёт в уме и методы устных вычислений, а также совершенствование навыков счёта....
Категория: Образование | Автор: GodKnows | Добавлено: 22.10.2009
Аватар medved-97
Рейтинг профессий в России Выбор профессии очень ответственный и серьезный шаг. Очень важно не ошибиться и сделать правильный выбор, ведь род деятельности будет формировать человека всю его жизнь, раскрывать определенные качест...
Категория: Образование | Автор: medved-97 | Добавлено: 17.07.2016
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Аватар Любовь Григорьева
Коррекционная работа по формированию просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии В настоящей работе поднимается проблема формирования просодической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии....
Категория: Образование | Автор: Любовь Григорьева | Добавлено: 31.12.2009
Рекомендуем
Собственный мощный VPN сервер за $5/мес. Простота настройки. Скидка для наших пользователей 25% по коду KATALOGPROMO.
Интернет должен быть свободным!
ПОПРОБОВАТЬ >>
Лучшие авторы
Аватар artefakt-sphinx
Сфинкс-форум. Питомник Канадских М Петербургских (...

Читать

Аватар lstk
проектная, строительная организация ЛСТКСТРОЙГРУПП...

Читать

Аватар ildar
Дизайн студия «Clike» предлагает Вам широкий спект...

Читать

Аватар PavelBocharov
Профессиональный гитарист. Преподаватель по игре н...

Читать

Аватар michael410
Профессиональный коуч. Автор и ведущий обучающих п...

Читать

Свежие комментарии
Да, видеокурсы очень удобная штука, и особенно онлайн. Я ни раз проход...

Читать

информативная статья, благодарю

Читать

Интересные цифры, но кажется совсем дешево для капитального ремонта

Читать

Для общего развития можно не только игрушки покупать. Мы часто покупае...

Читать

Мдаа, меня как в детстве к стоматологу было не затащить, так и сейчас....

Читать

Напишите нам