Главный Каталог Статей РФ
85942 авторов, размещено 47073 статей, сейчас на сайте пользователей: 138 Статистика
Аватар smart-soft

Образование: Windows против Linux

Категория:  Компьютеры и Интернет  | Автор:  smart-soft | Опубликовано: 12.05.2009
Сейчас ведётся довольно много разговоров о необходимости перевода образовательных учреждений на использование свободного программного обеспечения, и первым кандидатом называют, естественно, Linux. Конечно, в расчёт не принимаются платные коммерческие дистрибутивы и коммерческие же прикладные программы, а только те, что имеют лицензию GPL (при этом нельзя забывать о качественной русификации). Более того, в рамках Приоритетной Национальной Программы «Образование» предлагается на выбор несколько модификаций дистрибутива так называемого «школьного Linux'а», разработанного отечественной компанией ALT Linux и продвигаемого группой компаний «Армада» (http://linux.armd.ru/ru/distros/).
Помимо бесплатности указанных дистрибутивов, в плюсы данному решению относят лёгкость и простоту установки, а также обширный набор предустановленных обучающих программ и справочно-информационных материалов. Это, конечно, хорошо; но вот дистрибутивы установлены на компах в школьном компьютерном классе – и что же дальше? Естественно, дальше начинается эксплуатация инсталлированных ОС. Обращаю внимание читателя на то, что сейчас имеется в виду не работа с ОС и программами в виде проведения учебного процесса, а именно техническая эксплуатация, иначе администрирование. Теперь скажите мне, читатель: много вы видели грамотных Linux-администраторов, проще говоря, сисадминов? Да, видели, но немного и в основном в достаточно крупных городах, где есть достаточно крупные организации с приличной IT-инфраструктурой. Все остальные довольствуются Windows Server 2003 и приходящим сисадмином, по совместительству студентом местного технического ВУЗа; или же приплачивают полставки своему продвинутому сотруднику. И что, приглашать в школу студента-недоучку? У него то сессия, то пересдача, или вообще на практику уехал (а каникулы не троньте – это святое). Приплачивать полставки кому-то из своих сотрудников? А что, есть такой на примете – преподаватель информатики называется. Но есть одно «но» - у него своих дел хватает: он должен преподавать, а не админить школьную локалку. При выборе между непечатающим принтером в администрации и контрольной он выберет контрольную, и будет прав. Ещё вариант – учредить должность сисадмина на базе РОНО, вот только ему придётся разорваться на разъездах между школами (можно выделить ему персонального водителя, да вот беда – начальник РОНО умрёт от зависти). Однако, образовалась проблема с поддержанием работы школьного Линуха, да и зарплаты в сфере образования… Прямо скажем, не для редковстречающихся спецов эти зарплаты. Конечно, для пользователей школьный Linux доработан до user-friendly, но админить его должен спец, и зарплата у него должна быть соответствующая, иначе уйдёт в соседнюю фирму (или вообще не придёт, что более вероятно).
Перетёрли косточки админам, посмотрим на преподавателей информатики. Нет, мы гуманисты и не будем заставлять их админить незнакомую операционку. Мы реалисты и заставим учителей вести учебный процесс, применяя её. Да-да, читатель, не надо дёргать меня за рукав, я слышу праведное возражение: «Оконный GUI везде одинаков». Но умение открыть-закрыть окно программы и создание файла – это примитив, достойный не школьного курса, а двухнедельных занятий по повышению компьютерной грамотности. Нам желательно выпустить из школы пусть не продвинутого, но уверенного «пользователя ПК», а для этого школьника нужно научить хотя бы азам функционирования ОС – для выполнения этой задачи сам преподаватель должен хорошо, если не отлично, разбираться в вопросе. Теперь забейте в любом поисковике любой вопрос на компьютерную тематику – какие ответы получите? Правильно, базирующиеся на применении Windows. Зайдите в любой книжный магазин, в отдел компьютерной литературы – все полки заняты книгами о Windows, на тему Linux'а – что-то об администрировании сетей, скромненько, в дальнем углу. Практически все организации, и коммерческие, и государственные, своё делопроизводство осуществляют с помощью программ «1С», а они под Linux не портированы. Так что и учитель информатики будет знаком с Windows, и школьникам в большой жизни потребуется тоже самое.
Кстати, о user-friendly. Если кто не в курсе, то Linux изначально разрабатывался безвестным тогда финским студентом в качестве дипломного проекта как консольная ОС, а всеми ругаемая (но никто с неё массово на другие ОС так и не перешёл) Windows с самого начала была задумана как пользовательская ОС безвестным тогда американским студентом-недоучкой.
Не будем разворачивать здесь очередной «холивар» Windows versus Linux, у нас сейчас другие задачи, но факт остаётся фактом – Windows получила абсолютное большинство голосов среди пользователей всех мастей и рангов, от геймеров до чиновников и бизнесменов. Кстати о геймерах – что сделает школьник, придя домой из школы? Правильно, запустит любимую игрушку, причём на платформе Windows, и забудет о школьных уроках информатики с ненужным ему Linux'ом. И уж если на уроках математики применяют наиболее распространённые арабские цифры (хотя римские красивее), логично будет учить детей наиболее распространённой ОС. В конце концов, таксистов на тракторах не обучают. А для желающих изучать Linux есть профильные ВУЗы, да и самоподготовку никто не отменял (в плане хобби).
Именно в силу правильного выбора целевой (а конкретно – пользовательской) аудитории ОС Windows стала массовым продуктом, и остаётся в этом статусе. И в школе, прошу помнить, мы должны подготовить пользователя ПК. По поводу применения Windows в образовании много пишут в духе «насаждая Windows в школе, мы за казённый счёт подготавливаем пользователей для коммерсанта-монополиста, да ещё и платим монополисту за лицензии на школьные ОС». Обращаю внимание читателя, что это не проблема школы, это проблема государства – для единого обмена информацией нужна единая система, и если есть необходимость, то замену системы нужно проводить во всём государстве, а не только в области образования. Под «единой системой» здесь понимается не только совместимость типов файлов (в конце концов, файлы формата ODF открываются и в MS Word 2007, и в OpenOffice Writer 3.0, а формат PDF сразу создавался как кросс-платформенный), но и система подготовки технических специалистов и пользователей. Просьба к читателю не считать, что в этих двух абзацах попытались доказать превосходство Windows (в конце концов, на вкус и цвет все фломастеры разные, и если кому-то больше нравится Linux, то честь ему и хвала). Основная мысль этого текста – фактическое доминирование Windows среди других ОС и необходимость опираться в учебном процессе на реалии сегодняшнего дня, чтобы не получилось, как в Бразилии – ввели в школах преподавание Linux'а, а вчерашние выпускники сильно озадачились, увидев на рабочих местах вездесущую Windows. Читатель, следящий за развитием событий в этой сфере, может вспомнить Китай с его национальной ОС RedFlag, базирующейся на Linux – но это единичный пример, процесс перехода у китайцев ещё не закончился, и на RedFlag переходит вся страна, а не отдельно взятая система образования.
Для беспокоящихся о школьных бюджетах сообщим, что имеются многочисленные скидки как на оптовые закупки Windows, так и на академические лицензии. И что мешает государству заказать облегчённую версию этой ОС? Ведь не все функции «винды» нужны в учебном процессе, можно их убрать и снизить цену. А вместо MS Office использовать бесплатные аналоги – функции форматирования текста везде одинаковы, но школьник будет знаком с общепринятой платформой документооборота и информационного обмена. Никто и ничто не мешает создать специализированный школьный дистрибутив ОС с внедрёнными в инсталлятор обучающими программами и материалами.
Когда государство подумает о необходимости отказаться от информационной зависимости и создать всеобщую национальную платформу, тогда и нужно будет заниматься всеобщим преподаванием соответствующего учебного материала, а сейчас логичнее изучать реальность, а будущее в виде Линукса – может быть, в виде факультатива, для желающих. Конечно, всем известная фраза «Linux создан для сети, как птица для полёта» - самая романтичная часть всей информатики, но в школе мы готовим пользователей, которые должны уметь применять свои навыки в уже сложившейся обстановке; и использование прикладных программ для них более приоритетно, чем эксплуатация сетей – сисадминов и сетевых инженеров подготовят в ВУЗах.
И если мы пришли к выводу о целесообразности преподавания информатики на базе Windows, то нельзя не задаться вопросом о техническом обеспечении этого вопроса. Машинный парк, естественно, у каждого свой, но вот к организации программного сопровождения можно подойти весьма творчески и выбрать софтверные комплексы, наиболее полно обеспечивающие ваши потребности. Пора подумать о программном обеспечении школы, - и вот тут-то можно неплохо сэкономить (NotaBene для радеющих о школьных бюджетах: этой экономией попытаться компенсировать стоимость лицензии на ОС). Речь идёт о бесплатных, или freeware, программах.
Сейчас практически любую коммерческую программу под Windows можно заменить бесплатным аналогом не только без потери функционала, но и с определёнными выгодами. Для примера рассмотрим ситуацию с самым востребованным типом программ – текстовыми процессорами; и здесь сразу вспоминается Microsoft Office. Программа практически культовая, но не единственная из числа обеспечивающих офисную работу с документацией, и её можно заменить сразу несколькими вариантами фриварных аналогов, но наиболее распространённый и функциональный из них – это, конечно, продукт OpenOffice. С момента формирования концепции своего развития он был задуман как прямой конкурент MS Office, и сейчас ничем ему не уступает. OpenOffice имеет в своём составе и текстовый редактор, и инструмент для работы с таблицами, и средства создания и демонстрации презентаций.
Определившись с основным средством обучения, нетрудно будет изыскать и другие бесплатные варианты необходимых программ.
Очевидно, что возникнет необходимость в размножении учебных материалов, и в первую очередь вспоминается ещё одна не менее культовая вещь - небезызвестная Ahead NERO, предназначенная для записи дисков. Она также недёшева, дистрибутивы последних версий «весят» более полутора гигабайт, и в Интернете шутят, что в Nero скоро будут встраивать собственную операционку. Понятно, почему программа так увеличилась в размерах: из-за конкуренции пришлось встраивать в неё массу дополнительных модулей и блоков, совершенно необязательных в школе. Выход прост – скачиваем CD Burner XP размером 1,5 мегабайта и без проблем записываем и множим диски с учебными материалами.
Для разворачивания и создания многочисленных архивов совсем не нужен мегапопулярный WinRAR, вполне подойдёт бесплатный 7-Zip, также пользующийся заслуженным признанием пользователей и прекрасно работающий с файлами формата *.rar .
Для контроля функционирования пользовательских машин можно использовать бесплатную версию AnVir Task Manager – замечательный заменитель штатного менеджера задач, выдающий несравнимо больше данных о работе операционки.
Для обучения школьников работе с изображениями установите GIMP – по ряду функций не уступит знаменитому Photoshop'у, а поскольку на платформу Windows он пришёл из мира Linux'а, можно поговорить с учащимися о портировании приложений, создав предпосылки для сравнения в дальнейшем различных операционных систем.
Для знакомства с работой в Интернете и использования электронной почты вполне подойдут программы из фонда Mozilla – Firefox и Thunderbird.
Поскольку в нашей беседе мы пришли к теме Интернета, то было бы неплохо поговорить о «раздаче» Интернет-канала по школьной локалке. Конечно, самая распространённая проблема в функционировании местной сети – организация безопасного доступа в Интернет, обеспечение контроля трафика и коммутация канала по пользовательским машинам. При этом желательно (а по сути, конечно, и необходимо) достижение этой цели с минимальными затратами – и материальными, и организационными. Применяемый программный продукт должен быть дешёвым, содержать в себе и файрволл, и антивирус с высокой степенью взаимной интеграции, обеспечивать количественный контроль трафика для недопущения перегрузки канала каким-то одним пользователем в ущерб другим (распределять квоты информационного обмена) и фильтровать контент как с целью подавления нецелевого трафика, так и предотвращая посещение нежелательных ресурсов. С другой стороны, необходимо обеспечить несложное и малозатратное с точки зрения времени и усилий проведение технических мероприятий по настройке и поддержанию функционирования школьной сети – не будем забывать, что все эти задачи будет выполнять, скорее всего, обычный школьный учитель информатики, основная задача которого – преподавание, и не глубоких знаний IT-технологий, а базовых знаний работы на компьютерами. Следовательно, должно изыскать простой и дешёвый комплексный программный пакет, который позволит решить сразу все эти вопросы – приложение из группы кэширующих прокси-серверов. На рынке присутствует достаточный ассортимент подобных программ, и среди них для комплексного решения коммуникационных проблем и вопросов безопасности школьных сетей выделяется программа Traffic Inspector отечественных разработчиков. На сайте http://www.smart-soft.ru можно познакомиться с описанием и возможностями Traffic Inspector'а и предлагающихся бонусах в виде скидок как на основной продукт, так и на встроенные антивирусные модули сразу двух признанных брендов.
Как известно, теория – это одно, а практика – немного другое; и хотя все мы мечтаем об идеале, но живём в реальном мире и вынуждены приспосабливаться к нему. Да, Windows платная операционка, но она наиболее широко распространена и мы вынуждены её использовать для адекватной подготовки адекватных пользователей.

Игорь Маркелов, iMarkelov@inbox.ru
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар shuraarh
"Чистая комната" или ламинарный бокс? Что больше подойдет для органиации ремонта жестких дисков? Когда жесткий диск получает физическое повреждение, процесс восстановления данных и ремонт диска требует высокую степень внимательности и опыта. Процесс восстановления включает в себя удаление диска и...
Категория: Компьютеры и Интернет | Автор: shuraarh | Добавлено: 20.08.2013
Аватар Евченко Тарас
Плюсы и минусы виртуального общения Статья посвящена проблеме виртуального общения, ставшей столь актуальной в последние годы....
Категория: Компьютеры и Интернет | Автор: Евченко Тарас | Добавлено: 14.12.2009
Аватар itsfedorov
Обзор рабочих пространств в AutoCAD В статье рассматриваются все рабочие пространства в AutoCAD....
Категория: Компьютеры и Интернет | Автор: itsfedorov | Добавлено: 06.10.2010
Аватар illureal
Как выбрать б.у. ноутбук Если рассматривать рынок б.у. ноутбуков, то экономия выходит вполне значительная. Ноутбук – изначально не дешевая вещь. Бывший в употреблении ноутбук стоит не более 60% от стоимости аналогичного новог...
Категория: Компьютеры и Интернет | Автор: illureal | Добавлено: 20.04.2010
Аватар 448
Редактирование WordPress шаблонов. В этой статье не будет написано как из бесплатной убогой темы сделать супер крутую, да и написать такую статью не возможно. Здесь я опишу как можно легко сделать небольшой «косметический» ремонт шабло...
Категория: Компьютеры и Интернет | Автор: 448 | Добавлено: 08.07.2009
Лучшие авторы
Аватар eyesky
Информационно-развлекательный портал eyesky.ru при...

Читать

Аватар Виктор Касторный
Привет! Меня зовут Виктор и я начинающий писатель,...

Читать

Аватар Svetlana Mayskaya
Migration Group - мы держим руку на пульсе миграци...

Читать

Аватар Компания Антарес
Менеджер компании "Антарес"

Читать

Аватар Fasoliando
Создатель и владелец сайта "Центр создания и разви...

Читать

Свежие комментарии
Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

https://ura-news.turbopages.org/turbo/ura.news/s/news/1052688335

Читать

Напишите нам