Внутренний тренер - проформа или необходимость
Есть ли у Вас в компании внутренний тренер? А если есть, довольны ли вы его работой, видите ли конкретный оцифрованный результат его профессиональной деятельности, можете ли посчитать какую прибыль он приносит компании и окупается ли, в целом, его заработная плата?
Какие функции выполняет Ваш внутренний тренер, каковы его должностные обязанности и от какого результата зависит его мотивация в Вашей компании?
Мой опыт и опыт наших клиентов показывает, что как правило, функции и задачи внутреннего тренера следующие: составить календарный план-график тренингов, разбить персонал на группы и добиться 95% посещаемости персоналом запланированных мероприятий; провести эти мероприятия; организация и контроль проведения регулярной проверки «Тайным Покупателем»; реже обучение продукту и проведение аттестаций по продукту. И еще реже, «работа над ошибками» с нарушителями дисциплины и недочетами по результатам проверки «Тайным Покупателем».
Основной функцией внутренних тренеров остается разработка и проведение тренингов по продажам и продукту. Мотивация их в подавляющем большинстве «окладная» и никак не зависит от результата работы с продавцами и результатов работы продавцов. Что, в свою очередь, нас, руководителей, ориентированных на финансовый результат, устраивать не должно.
На мой взгляд, необходимо разнообразить функции внутреннего тренера следующими пунктами:
1. Регулярный сбор и анализ статистики. Внутренний тренер – это тот человек, который в любое время дня и ночи может (должен мочь) дать вам информацию о количественных и качественных показателях работы каждого продавца компании, о его динамике - положительной или отрицательной, о причинах такой динамики в обоих случаях по каждому продавцу. Как правило, данные для подобных отчетов легко выгружаются из учетных систем, а в задачи тренера входит анализ и работа с этими показателями. Обычно для анализа на «длинном» периоде выделят 1-2 количественных показателя (оборот, %выполнения плана, средний чек и т.д.) и 1-2 качественных (оценка тайным покупателем, кол-во положительных отзывов, количество ошибок и т.д.).
2. Составлять календарный план тренингов группируя продавцов по степени владения материалом, навыкам его использования и т.д. Т.е. сильных «звезд» тренировать отдельно и это должны быть отдельно разработанные продвинутые программы. Новичков – отдельно, слабых или плохо дисциплинированных (не желающих выполнять стандарты или следовать технологиям) – отдельно. Должны быть отдельные программы на проработку конкретных навыков – умению вступать в контакт (по мимо технологий, элементы по преодолению внутренних «стопов», повышение уверенности и т.д.), умению «слышать» покупателя и правильно определять его запрос, умению задавать вопросы и т.д. Группы на подобные «тематические» проработки должны составляться исходя из анализа ошибок и слабых сторон персонала (на основе тайных проверок, наблюдения в торговых залах, обратной связи от покупателей).
3. Составлять план на месяц или квартал полевой системной работы в залах с новичками и слабыми продавцами. Т.е. навыки, полученные на общем тренинге, должны отрабатываться в зале с покупателями с помощью внутреннего тренера – это и есть ключевая обязанность тренера. При составлении такого квартального плана должны ставиться цели по изменению среднего показателя продавца и по результату, соответственно приниматься меры – перевод на другую мотивацию, торговую секцию, бонус, признание успехов или … увольнение. Не нужно забывать о том, что наши «звездные» продавцы также не должны остаться без внимания, только не тренера, а руководителя. (Растет то, на что мы тратим наше внимание!) Это может быть признание заслуг, дополнительные функции, повышающие значимость, наставничество и т.д.
4. Организация и анализ результатов проверки «Тайным Покупателем» на регулярной основе.
5. Анализ обратной связи от покупателей (Если в компании есть смс оценки от покупателя, анкеты на сайте или другие формы обратной связи).
Очень часто бывает, что когда мы берем в компанию внутреннего тренера или увольняем имеющегося, или меняем работающего сотрудника на нового – в финансовых показателях – НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ!
Правильно выставить задачи недостаточно, необходимо еще подкрепить их соответствующей мотивацией, ориентированной на результат. Примеры мотивации внутреннего тренера по продажам можно посмотреть на нашем сайте.
Автор Фантаз Ирина. Больше статей и полезных файлов о продажах и управлении