Внедрение систем менеджмента качества
Категория: Консалтинг
| Автор: Казанцев Юрий
| Опубликовано: 02.10.2010
Нормы, как оптимальнее выполнять тот или иной процесс, долгое время изучались международным органом по стандартизации «International Organization of Standardization (ISO)» систематизировались и были отражены в стандарте ISO 9001.
Стандарт ISO 9001 это накопленный опыт успешного ведения бизнеса, содержащий основные требования к составу элементов деятельности и требования к выполнению тех или иных процессов.
Данные нормы содержат полный набор требований, который затрагивает все сферы деятельности Компании: начиная от требований к анализу, планированию, к документированию деятельности до требований к закупкам, выходному контролю и многим другим аспектам.
Выполнение данных требований помогает создать прозрачную систему менеджмента, когда каждый сотрудник компании знает что и как он должен делать, к каким целям стремиться, а все элементы этой системы нацелены на то, чтобы предостеречь попадание некачественной продукции или услуг к потребителю.
Суть стандарта ИСО 9001 можно свести к тому, что за счет предоставления качественной продукции повышается имидж Компании, клиенты становятся более довольны, что в свою очередь увеличивает количество клиентов и прибыль Компании.
Как правило, часть или большая часть элементов системы менеджмента качества в том или ином виде уже есть в деятельности практически любой Компании. На начальном этапе, после принятия решения о внедрении требований стандарта ИСО 9001, необходимо провести предварительный анализ соответствия действующей системы менеджмента требованиям стандарта. И, уже исходя из полученных результатов, составить подробный План внедрения.
Как правило, на начальном этапе разрабатывается и внедряется документированная процедура по управлению документацией. Это один из важных элементов системы качества: сделать так, чтобы все сотрудники на своих местах пользовались актуальными инструкциями и иными документами, причем степень документирования должна быть такая, чтобы сотрудник на рабочем месте имел всю необходимую информацию.
Требований к документированию много. Главное обеспечить пользование актуальной информацией даже после изменений и предотвратить использование устаревшими документами.
Разработав на начальном этапе подобную процедуру, в дальнейшем все описания остальных процессов должны выполняться в соответствии с ней.
Далее предполагается внедрение процессного подхода в Компании. Составляется карта процессов, определяются владельцы процессов, показатели и поочередно описывается каждый процесс в Компании. Одновременно с этим внедряются и обязательные требования стандарта ИСО 9001 по каждому процессу.
По результатам внедрения получается, что практически вся система менеджмента задокументирована, внедрен процессный подход, внедрены практически все обязательные элементы системы качества: это требования к планированию, документированию, анализу, закупкам, проектированию, требования к производству и т.д.
Когда все требования внедрены, завершающим этапом является постановка основы для постоянного улучшения системы качества.
Один из таких элементов – это внутренние аудиты качества, регулярные проверки деятельности. Результаты аудитов помогают увидеть «где» и «что» в Компании не так, выявить узкие места и понять куда нужно направить усилия, чтобы повысить качество.
Еще таковыми элементами являются такие понятия как «корректирующие и предупреждающие действия». Это элементы, нацеленные на то, чтобы нежелательные действия не повторялись повторно после их выявления, либо никогда не появились.
В результате внедрения Руководитель Компании получает комплексную систему управления Компании, в которой заложены основы для постоянного ее совершенствования и нацеленную на предотвращение попадания некачественной продукции или услуг потребителям.
Залогом успешного внедрения Системы менеджмента на 95 % является желание Высшего Руководства Компании. А само внедрение выполняется в несколько этапов и, как правило, занимает от полугода до года.
Консалтинговая Компания Высокие Стандарты Бизнеса". Эксперт-консультант по системам качества и сбалансированным системам показателей Казанцев Юрий