Сущность стратегического подхода в менеджменте
Категория: Консалтинг
| Автор: Казанцев Юрий
| Опубликовано: 04.10.2010
На сегодняшний день под стратегией чаще всего понимают долгосрочные планы высшего руководства по достижению перспективных целей организации. Многие западные специалисты говорят о том, что это долгосрочные намерения руководителей предприятий в отношении производства, маркетинга и коммерции, доходов и расходов или капиталовложений.
Рассматривая стратегию в аспекте управления предприятием, можно выделить несколько общепринятых определений:
Стратегия - общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии предприятия.
Вместе с тем стратегию можно рассматривать как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Кроме того, стратегию фирмы можно определить как рассчитанную на перспективу систему мер, обеспечивающую достижение конкретных намеченных компанией целей.
Из приведенных определений видно, что выработка стратегии направлена, прежде всего, на адаптацию организации к изменениям внешних условий. И это находит подтверждение в жизни, т.к. в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Сущность выработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Переходя к формированию стратегии предприятия надо отметить, что этот процесс требует высокой квалификации исполнителей. Прежде всего, разработка стратегии базируется на прогнозировании отдельных условий деятельности торговой фирмы: конъюнктуры потребительского рынка, конъюнктуры избранного сегмента, что является весьма трудоёмким процессом. А сложность этого процесса заключена в обширном поиске и оценке альтернативных вариантов стратегических решений, наиболее полно соответствующих миссии предприятия (миссия выражает смысл существования фирмы, ее предназначение).
Многим предприятиям зачастую не хватает внутренних ресурсов для выработки комплекса стратегических решений на основе глобальной оценки положения фирмы на рынке и её перспектив. В этом случае в практике менеджмента принято обращаться к консалтинговым агентствам, специализирующимся на разработке разноуровневых стратегий и организации бизнес-процессов, позволяющих эти стратегии реализовать.
В нашей компании разработана система работы, помогающая предприятиям, впервые решившим определить для себя стратегические направления развития бизнеса. Консалтинговая работа специалистов направлена, прежде всего, на решение практических вопросов деятельности компаний-клиентов и реализации дальнейших перспектив.
С точки зрения экспертов компании Стратегия развития предприятия – это формирование системы долгосрочных целей деятельности и выбор наиболее эффективных путей их достижения.
При этом на практике выделяется несколько отличительных особенностей стратегии:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий.
Также необходимо отметить, что при разработке долгосрочных целей зачастую консультантам приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной, либо неточной информацией о различных альтернативах. При появлении более точной информации может быть даже поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому в нашей компании особенно выделяется необходимость контроля и обратной связи, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии. В стратегическом развитии также существует сложность периодической корректировки с учетом меняющихся условий внешней среды и возникающих новых возможностей развития предприятия, что необходимо отслеживать на постоянной основе. Специалисты консалтингового агентства могут организовать постоянный мониторинг в интересах компании-клиента и, соответственно, обеспечить своевременную и оперативную реакцию на изменения среды, вовремя произведя корректировку текущей стратегии.
Также необходимо отметить одну интересную деталь. Как было сказано выше, в самом общем виде стратегия – это генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к цели. Однако, подобное понимание стратегии справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения на рынке, разработанные для предприятия в целом, для маркетинговой службы выступают в виде целевых установок.
Поэтому специалисты компании рекомендуют после разработки общей стратегии развития предприятия, произвести полную её детализацию по каждому подразделению компании в виде отдельных стратегических направлений – по кадровой политике, по производственной политике, по финансовому и информационному блоку работы, а также, по направлению маркетинга. Ведь именно на данных уровнях и формируются конкурентные преимущества компании, позволяющие достигнуть успеха на рынке в стремительно развивающемся мире бизнеса.
Консалтинговая Компания «Высокие Стандарты Бизнеса» . Эксперт-консультант по стратегическому планированию Малашкевич Дмитрий.