Средний класс на рынке одежды и обуви осенью 2007 года
В любую эпоху одежда и обувь являлись средством, с помощью которого человек мог красноречиво заявить о себе окружающим. Безусловно, встречать друг друга «по одежке» - тенденция вне времени, поскольку одежда, ее стоимость, марка, стиль отражают социальный статус, черты характера, род деятельности владельца. Значение обуви и одежды для современного человека можно оценить, выяснив, какую часть своего дохода он готов потратить на их приобретение. Ведь в гардеробе должно найтись место как деловым костюмам и туфлям, так и одежде для спорта и отдыха, вечерним нарядам, повседневным вещам. Сколько пар обуви покупает себе россиянин со средним уровнем достатка в течение года? Чем руководствуется при выборе марки, страны-производителя? Как сильно влияют на покупку модные тенденции? Сколько пар обуви необходимо его детям? Какое значение имеет место покупки для ее совершения? Ответы на многочисленные вопросы подобного рода волнуют как производителя, так и представителей сферы торговли, которые занимаются реализацией товаров текстильной и обувной промышленности.
Исследовательское агентство Quans Research осенью 2007 года провело 14-ю волну исследовательского проекта "Стиль жизни среднего класса". Одной из его задач являлось изучение поведения представителя средней доходной группы России на рынке одежды и обуви. В результате были получены нижеследующие данные.
Ключевым фактором при выборе одежды является ее цена. Этот критерий выбора назвал каждый второй респондент, принявший участие в исследовании. Цена одинаково важна для покупателей, практически вне зависимости от пола, возраста и региона. Только доход обесценивает вдвое значение ценового фактора выбора одежды. Качество пошива вещей как фактор выбора почти не уступает по значимости цене. Значение этого критерия выбора особо выражено в городах Сибири и Поволжья, где его упомянули 58% и 56% респондентов соответственно. В Москве и Санкт-Петербурге значимость качества пошива в сегменте среднего класса заметно ниже – его назвали только 43% участников опроса.
Комфорт и фасон – это факторы, на которые указали 38% респондентов. Фасон более важен для женщин, комфорт важен для обоих представителей полов одинаково.
В отличие от одежды, при покупке обуви фактор качества пошива имеет большее значение, чем цена. Почти 60% респондентов, принявших участие в исследовании, назвали фактор качества определяющим при выборе обуви. Следует заметить, что по сравнению с осенью 2006 года значение качества снизилось на 10%, притом, что значение критерия цены фактически не изменилось. Это может свидетельствовать об общем росте удовлетворенности целевой аудитории качеством обуви, т.е. о тенденции улучшения ее качества.
Цена является значимым фактором при выборе обуви для 53% представителей среднего класса. Конечно, значимость фактора цены снижается с ростом доходов.
Стиль является третьим значимым фактором выбора обуви. Этот критерий был назван 40% участников проведенного опроса. Вес этого фактора сильно снижается с увеличение возраста.
С результатами маркетингового исследования можно ознакомиться в свободном доступе на сайте агентства. Директор исследовательского агентства Quans Research Сергей Старков.