Менеджеры - проблема или опора компании?
Категория: Консалтинг
| Автор: sozol
| Опубликовано: 10.11.2009
В настоящее время квалифицированный персонал становится фактором стратегического преимущества. Это особенно важно, если речь идет об обеспечении эффективного управления организацией и отдельными подразделениями.
Неудивительно, что многие компании начали создавать кадровый резерв и систему корпоративного обучения руководителей. Но на этом пути они сталкиваются с существенными проблемами.
Дело в том, что связать запросы компании с тем, что получает специалист в системе классического образования, подчас бывает очень сложно.
Первая проблема связана с определением содержания учебных программ. Клаус В. Фопель, много лет занимающийся обучением менеджеров, отмечает три, наиболее распространенные проблемы управленцев:
1. Они испытывают сложности из-за своей отделенности от остального коллектива и не в состоянии найти в этом положении позитивные стороны.
2. Нередко они работают, не видя широкой перспективы, и в результате упускают возможность приспособиться к новым условиям, быстро изменить тактику и выстроить сложные комбинации.
3. Они часто сталкиваются с проблемой недостатка доверия как к самому себе, так и к другим и не испытывают уважения к своим коллегам и партнерам по бизнесу.
В России, при проведении тренингов с менеджерами, приходится сталкиваться еще с одной проблемой: осознание собственной позиции как управленца. Один из участников группы сформулировал полученный от тренинга результат следующим образом: «Оказывается управление надо заниматься!». То есть, назначением на должность начальника отдела не всегда возможно изменить мироощущение человека. Помочь участникам почувствовать себя руководителем – еще одна задача управленческого тренинга.
Ситуация осложняется тем, что менеджмент - это наука, которой еще 15 лет назад в России практически не существовало. Поэтому квалифицированных преподавателей катастрофически не хватает.
Еще более осложняет ситуацию то, что обучение руководителей принципиально отличается от других видов обучения:
Во-первых, менеджмент - это умение создавать будущее. Поэтому подготовка управленцев требует формирования у руководителей стойких творческих и исследовательских навыков, умения решать проблемы.
Во-вторых, менеджеры - это люди, обладающие бесценным практическим опытом, и процесс их обучения должен быть настроен на соединение этого опыта с теоретическими концепциями и обогащение опытом других менеджеров.
Наконец менеджеры - это очень занятые люди. Поэтому желательно использовать формы обучения, которые допускают определенную гибкость учебного графика.
Один из наиболее эффективных путей решения этих проблем – организация корпоративных управленческих тренингов. Тренинги лучше настроены на потребности работающих людей и обеспечивают значительно более интенсивный режим усвоения знаний и навыков. Кроме того, тренинг лидерства и управления позволяет обеспечить обмен опытом участников группы.
Таким образом, станут ли менеджеры среднего звена - проблемой или опорой компании зависит не только от правильного выбора кандидатур на должность руководителя, но и от эффективности системы обучения и повышения квалификации управленцев.
ОЗОЛЬ Сергей Александрович, Управляющий партнер компании «Интеллект Сервис», бизнес-тренер Обучение руководителей, тренинг лидерства