ИТ - аутсорсинг как перспектива развития российских компаний в сфере информационного бизнеса
За последние годы позиция России изменилась по отношению к такой отрасли экономики, как информационные технологии (ИТ), которая способна нести доходы, сравнимые с доходами от нефти и газа.
Если рассматривать тенденции роста различных рынков, то рынок ИТ на фоне других является самым перспективным и быстрорастущим, хотя существует всего несколько десятков лет. Однако, иностранные аналоги российского рынка ИТ опережают на шаг. Это обусловлено тем, что в России до сих пор отсутствуют стандарты, недоработано законодательство с этой сфере и многие другие причины.
Усиление конкуренции во всех секторах рынка заставляет в качестве возможных целевых установок развития компании рассматривать вопрос глобализации ее деятельности. Сущность разрешения проблемы заключается в повышении эффективности работы российских ИТ–компаний на основе взаимодействия с иностранными коллегами.
В контексте исследования рассматривается направление экспорта ИТ-услуг с целью повышения эффективности работы компании. Аутсорсинг (outsourcing) как процесс передачи части бизнес-процессов или полностью бизнес-процесса внешнему поставщику услуг на договорной основе, является сегодня существенной частью бизнес-стратегии большинства крупных компаний.
Рассматривая экспорт услуг, необходимо акцентировать внимание на зарубежных компаниях, работающих по аутсорсингу. Если услуги по аутсорсингу оказывает иностранная компания, которая находится в стране с более низкой стоимостью труда, то такую услугу называют оффшорным аутсорсингом (offshore outsourcing). В целом, оффшорный аутсорсинг явление не новое. Международное разделение труда в странах с открытой экономикой и ранее приводило к переносу части цепочки создания прибавочной стоимости в страны с меньшей стоимостью труда (А.Егоров).
ИТ-аутсорсинг – явление международное и глобальное. Ресурсы берутся на тех рынках, где они наиболее дешевы, и моментально доставляются на рынки, где спрос на них максимально высок. Благодаря современным коммуникационным возможностям это направление получило значительное развитие из-за минимизации транзакционных издержек предприятий-поставщиков, в секторе услуг ИТ появился шанс реализовать практически "чистую" модель глобального перераспределения ресурсов (global delivery model).
Затраты на аутсорсинг ИТ во всем мире, согласно данным аналитического агентства IDC, к 2007 г. должны превысить 100 млрд. долларов США. Основными потребителями этих услуг по-прежнему останутся североамериканские компании (44 % мировых затрат). Однако, заметен активный рост потребления услуг ИТ-аутсорсинга и в других развитых странах. ИТ-аутсорсинг становится стандартной практикой снижения затрат многих ведущих компаний мира.
Не секрет, что в нашей стране стоимость труда значительно меньше стоимости труда в более развитых странах в данной сфере. Согласно данным исследовательской компании Gartner Group, по своим страновым показателям Россия имеет предпосылки для захвата 5-6% мирового рынка ИТ аутсорсинга. В 2007 году, например, это означало бы для страны дополнительный экспортный доход в размере более 5 млрд. долларов США, что превышает наш ежегодный доход от экспорта вооружения (составил $4,3 млрд. в 2003 г.).
Несмотря на все эти преимущества, России пришлось на начальном этапе столкнуться с рядом проблем из-за того что ситуация 90-х годов не благоприятствовала развитию экспорта услуг ИТ. Несмотря на наличие большого количества достаточно квалифицированных специалистов в области ИТ, потенциально пригодных для участия в международных проектах, сказалось отсутствие предпринимательской культуры, а также управленческих и маркетинговых кадров нужной квалификации. Работе с клиентами мешал также отрицательный имидж России, как нестабильной страны с высоким уровнем коррупции, преступности и бюрократии.
Чтобы занять достойное место на международном рынке, российские компании должны научиться правильно позиционировать себя, а государство - помогать им в этом. Последние 3-4 года молодая российская индустрия экспорта ИТ учится осознавать и показывать в выгодном свете свои конкурентные преимущества. Помимо этих внешних факторов ИТ-аутсорсинг играет большую роль для развития компании в целом. Взаимодействие с зарубежными коллегами помогает перенять опыт успешных компаний, понять важность организационных вопросов, повысить качество поставляемых услуг, позаимствовать новые технологии. Также значительно повышается уровень стратегического потенциала фирмы по сравнению с компаниями, работающими на местном рынке, и сохраняется имидж страны-лидера в области высоких технологий.
В заключении следует отметить, что ИТ-аутсорсинг является современным и перспективным инструментом развития российских ИТ-компаний, который поможет повысить эффективность работы и качество услуг.
Автор: Сахаров Иван Сергеевич