Деятельность сетевого маркетинга в законодательстве разных стран
Основы международного законодательства в сфере МЛМ
В мировой практике имеется прецедент возбуждения уголовного дела в 1975 г по отношению к фирме МЛМ. Компания «Коскот Интерпланетарий» была обвинена в мошенничестве, так как в ее деятельности содержалось три основных принципа финансовых пирамид:
- за вступление в Koscot предусматривался солидный финансовый взнос;
- степень дохода менеджеров зависела не от уровня продаж, а от количества привлеченных сотрудников;
- заинтересованность дистрибьюторов в скоплении большой массы продукции в складах.
Эти критерии и сейчас являются основополагающими для определения законности деятельности фирмы сетевых продаж. В Соединенных Штатах достаточно выявления одного из них, чтобы признать компанию финансовой пирамидой. Однако нет четких понятий для определения приоритетной заинтересованности менеджеров в привлечении новых членов, фиксированной максимальной суммы первого взноса.
Размытость, отсутствие конкретных пунктов в законодательстве создала возможность обхода основных правил. В 1975 г было возбуждено дело и против компании Амвэй. Ее юристы подготовили мощную защиту. Адвокаты представили следующие доказательства законности деятельности компании:
- при желании выйти из бизнеса у сотрудников выкупаются остатки товара по цене, превышающей 90% установленной стоимости;
- работники обязаны реализовывать не менее 70% продукции, совершать более 10 продаж;
- вступительный взнос в фирме небольшой, является оплатой «стартового пакета».
Во многих странах законодатели сочли эти доводы убедительными. Компания Amway продолжает в них свою работу.
В мире несколько крупных фирм МЛМ, к деятельности которых даже в государствах с солидной законодательной базой не предъявляется претензий. В этих компаниях не предусмотрено больших первых взносов, они не являются основополагающими источниками дохода. У работников всячески стимулируется интерес к росту объемов продаж. К примеру, в QNET:
- проводится обучение новичков правилам работы в сетевом маркетинге,
- есть курсы повышения мастерства,
- внедрена система премирования за повышение показателей,
- практикуются новые виды деятельности – бизнес на дому в интернете.
Единых законодательных норм для этого вида бизнеса в мире нет. Можно рассмотреть примеры некоторых стран.
США
В каждом штате этой страны есть собственные законодательные акты. Наиболее четко определения законности деятельности компаний МЛМ отражены в Луизиане. В законе подробно рассматриваются понятия «оплата» и «вознаграждение». Имеется определение пирамидальной схемы. Таковой считается деятельность, в которой участники получают вознаграждения за привлечение новых лиц, а не за продажи услуг и товаров потребителям.
Законодательство Луизианы определяет для сетевого бизнеса систему выхода участников. Считается коммерчески разумным условием выкуп товаров у дистрибьютора, желающего прекратить бизнес. При этом компания должна оплатить его стоимость в размере не менее 90%.
Пирамидальные схемы в штате запрещены законом. На нарушителей может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере 10 000 долларов. Предусмотрено и тюремное заключение сроком до 10 лет.
Канада
Определение пирамидальных схем имеется в законодательстве Канады. К ним относится деятельность, в которой используются следующие принципы:
- выплата вознаграждений за привлечение новых участников;
- внесение первоначального взноса, не являющегося оплатой за предоставленный для продажи товар;
- сознательная поставка участникам продукции в необоснованном объеме, товаров услуг, не пользующихся спросом.
В пирамидальных схемах участникам не предоставляется гарантия выкупа товара, если он пожелает выйти из бизнеса.
Испания
Законодательство Испании подробно описывает схему и принципы многоуровневых продаж. Главным критерием является формирование доходов участников. Они составляют разницу между окончательной ценой и стоимостью, действующей в самой компании. Валовая прибыль делится на всех дистрибьюторов в соответствии с их степенью трудового участия.
Испанскими законами запрещены:
- формирование прибыли организации от привлечения новых участников;
- работа дистрибьюторов без трудового договора или четкого списка требований, предусмотренных для коммерческой деятельности;
- вменение обязательной закупки товара для новых членов без гарантии его выкупа.
Россия
Несмотря на печальный опыт МММ, в России так и не была сформирована законодательная база для финансовых пирамид. Нужно учесть специфику экономики нашей страны, в которой сетевой маркетинг появился только в конце прошлого века. В США и странах Европы компании МЛМ работают уже много десятков лет.
Интерес к сетевому бизнесу у наших соотечественников растет. Есть международные фирмы, которые открыли свои официальные представительства в России. Такие компании, как QNET, Эйвон уже доказали на практике свою состоятельность, непричастность к пирамидальным схемам. Для тысяч людей работа в сетевом бизнесе стала стабильным дополнительным или основным источником дохода. Согласно отзывам сотрудников о QNET, деятельность в сети является отличной возможностью для тех, кто вынужден работать на дому.