Технические решения проблемы ночного ослепления водителя
При ночном вождении неизбежно возникает проблема ослепления фарами встречного автомобиля. А появление ксеноновых и биксеноновых ламп лишь усугубляют ситуацию. Несмотря на жесткие требования к регулировке фар, ослепление все равно происходит, просто из-за невозможности построения оптических систем фар автомобилей с очень резкими углами светового потока.
Поэтому, водители неизбежно сталкиваются с проблемой ослепления и каждый решает это по-своему. В последнее время появилось немало технических средств, которые призваны решить проблему ослепления. Все они делятся на две категории: одни призваны уменьшать время адаптации, другие – устраняют ослепление как факт.
Устройства, уменьшающие время адаптации в целом работоспособны, но уменьшают время адаптации не более чем на 20-30 процентов, а это не решает проблему в целом. Дело в том, что в ночное время чувствительность глаз в миллионы раз больше, чем в дневное время. А каждый момент ослепления - это световой удар по глазам. Глаз довольно легко с этим справляется, если бы не одно неприятное обстоятельство: адаптация к ‛нормальному‛ уровню освещенности происходит за относительно большое время – от 10 до 30 секунд. Если бы речь шла о статической ситуации, то ничего страшного, но в движении такое время адаптации может оказаться решающим. Ведь фактически все это время водитель едет практически вслепую!
Поэтому, важно бороться не с уменьшением времени адаптации, а не допускать ослепления как такового!
Существует только два технических решения, которые позволяют избежать ослепления - это Приборы ночного видения (ПНВ) и всевозможные видео-системы — в них изображение дороги передается на экран монитора, установленного на панели приборов.
ПНВ - это дорогостоящие приборы, установленные в автомобили премиум-класса и явно не подходящие водителям для длительного пользования. Видео-системы хорошо работают, но тоже не лишены недостатков: монитор имеет небольшой размер и установлен в месте, не очень подходящем для водителя (требуется перевод взгляда в сторону). Кроме того, цена таких систем превышает 1500 долларов США. И самый большой недостаток обеих систем - надежность. Можно только предположить последствия выхода из строя приборов в критических ситуациях, например при пропадании электропитания этих устройств.
Разного рода очки-антифары (Anti-Glare) и "полароиды" повышают контрастность в дневное и сумеречное время, но ночью, в борьбе с ослеплением - абсолютно бесполезны."Вырезание" части спектра приходящего светового потока - не самое лучшее решение. Не ослабляя интенсивности света, такие очки искажают реальную картину дороги и могут дезориентировать водителя в критических ситуациях. Это касается и полароидных очков. У "полароидов" есть еще один недостаток - они слишком сильно ослабляют световой поток - около 47 процентов, в то время, как допустимое ограничение светового потока - не более 25 процентов как по Правилам СНГ так и по Европейским Нормам безопасности вождения. Хотя стоимость более-менее приличных очков доходит до 250 долларов США. (Китайские "аналоги" с обычными стеклами, окрашенными в желтый цвет в расчет не берутся).
В недавнее время появились очки LAGRA с так называемым ‛боковым градиентом‛ прозрачности. Линзы для этих очков разработаны лабораторией LAGRA optic. У этих очков левый сектор имеет четко рассчитанный градиент прозрачности, при этом основное поле очков абсолютно прозрачно.
Принцип работы очков базируется на двух факторах:
1. Cвет встречного автомобиля в момент максимальной интенсивности исходит с левой стороны.
2. Очки и водитель с точки зрения механики составлют самонастраивающуюся систему.
Другими словами, водитель в момент сближения, при недостаточной защите от ослепления может сам "отрегулировать" встречный световой поток поворотом шеи. При этом, ему не нужно переводить взгляд со своей линии дороги - глаза смотрят вперед.
Преимущества такого решения очевидны - цветовосприятие водителя не нарушается, ослепления не происходит вовсе, а также отсутствует ослепление от левого зеркала заднего вида. При этом, цена на эти очки вполне приемлемая - около 100 долларов США.
Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что очки LAGRA в настоящее время являются единственным доступным средством от ослепления водителей встречным светом.
Автор статьи - Игорь Гусаров. На основе материалов с сайтов Автоконсалтинг, Очки.net, CafA France