Основной способ повысить мощность двигателя это использовать турбокомпрессор ( на примере двигателя ЯМЗ ).
По роду деятельности мне приходится отвечать на множество технических вопросов. Чтоб не тратить свое время впредь начинаю публиковать статьи про двигатели ЯМЗ, о их устройстве и эксплуатации. Все двигатели ЯМЗ от Евро-1 и выше оборудованы турбокомпрессором, использующим энергию выхлопных газов для наддува двигателя. Увеличивая массу воздуха, поступающего в цилиндры, турбокомпрессор способствует более эффективному сгоранию увеличенной дозы топлива, за счет чего повышается мощность двигателя при умеренной тепловой напряженности. Устройство турбокомпрессора ( двигатель ЯМЗ ). Турбокомпрессор состоит из одноступенчатого центробежного компрессора и радиальной центростремительной турбины. Колесо турбины 14 и колесо компрессора 23 расположены на противоположных концах вала ротора консольно по отношению к втулке подшипника 17. Рабочее колесо 23 центробежного компрессора — полуоткрытого типа, с радиальными лопатками, отлито из алюминиевого сплава. Оно напрессовано на вал и закреплено гайкой 1, установленной с герметиком. Рабочее колесо турбины 14 — полуоткрытого типа, с радиальными лопатками, изготовлено методом литья из жаропрочного сплава. Оно соединено с валом методом сварки трением.Корпус турбины изготовлен из жаропрочного чугуна. Газ подводится к колесу турбины двумя суживающимися каналами. На торце корпуса турбины имеются шпильки для крепления выпускного трубопровода. Корпус компрессора 4, вставка и крышка корпусаподшипников 6 изготовлена из алюминиевого сплава. Крышка корпуса подшипника 6 крепится к корпусу подшипника болтами 3 с применением герметика. В турбокомпрессоре применен подшипник скольжения 17 в виде втулки, изготовленной из алюминиевого сплава. Она установлена в расточке чугунного корпуса подшипника 12 и удерживается от осевых перемещений болтом-стопором 10. Смазывание втулки турбокомпрессора осуществляется под давлением из системы смазки двигателя.
Рис. 40. Турбокомпрессор:
1–гайка крепления колеса компрессора; 2–подшипник упорный; 3–болт; 4–корпус компрессора; 5–вставка; 6–крышка корпуса подшипников; 7–кольцо уплотнительное; 8–пластина компрессора; 9–болт; 10–болт-стопор; 11–пластина турбины; 12– корпус подшипника; 13–проставка корпуса турбины; 14–колесо турбины с валом; 15–корпус турбины; 16–кольца уплотнительные; маслосбрасывающий; уплотнительное; 22–винт; 23–колесо компрессора.
Тщательно отбалансированный ротор установлен во втулке17. Осевые усилия, действующие на ротор, воспринимаются упорным подшипником 2. На каждом конце вала ротора установлены разрезные уплотнительные кольца 16, зготовленные из специального чугуна. Турбокомпрессор крепится к выпускным коллекторам за корпус турбины. Выходной патрубок корпуса компрессора соединен через патрубки со впускными коллекторами двигателя или, при наличии, с охладителем наддувочного воздуха. Некоторые специалисты пытаются установить турбину на нетурбированный двигатель ЯМЗ. Хотел бы предостеречь от этих экспериментов т.к. конструкция блока цилиндров турбированного двигателя отличается наличием дополнительных масляных каналов для охлаждения, а коленвал увеличенной прочность. В лучшем случае итог таких экспериментов это сгоревшие поршня, в худшем все закончится дорогостоящим капремонтом. Да и обычная КПП на такие нагрузки не рассчитана.
Ярославские моторы это реализация продукции ( двигатель ЯМЗ и запчасти ЯМЗ) от Дилера ОАО "Автодизель" ( Ярославский моторный завод ).