Главный Каталог Статей РФ
85988 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 72 Статистика
Аватар TulipQ

Классификация и система обозначения автотранспортных средств

Категория:  Авто и Мото  | Автор:  TulipQ | Опубликовано: 10.10.2008

Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на грузовые, пассажирские, специальные, а также — на дорожные, предназначенные для работы на автомобильных дорогах общей сети и на внедорожные — для использования вне дорог общей сети.

К грузовым транспортным средствам автомобильного транспорта (подвижному составу) относятся грузовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

К пассажирским транспортным средствам — автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.

К специальным — транспортные средства для производства определенного вида работ пожарные автомобили, автокраны, уборочные автомобили, автолавки, мусоровозы, автомобили, оборудованные различными установками и т. п.

В настоящем справочнике рассматриваются только грузовые и отдельные специальные АТС.

Грузовые автомобили и тягачи различаются по типу двигателя, типу кузова и полной массе, прицепы и полуприцепы — по погрузочной высоте, длине грузовой платформы и полной массе.

Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на тягачи (или бортовые) для работы с прицепами и седельные тягачи для работы с полуприцепами. Для увеличения сцепного веса может быть применен балласт (балластные тягачи).

Прицепом называется транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с тягачом.

Прицеп и прицеп-роспуск соединяются с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые (толкающие) и управляющие усилия, которые возникают в результате взаимодействия звеньев автопоезда.

Полуприцеп соединяется с тягачом седельно-сцепным устройством (ССУ), передающим тяговые и управляющие усилия и воспринимающим вертикальные усилия от части массы полуприцепа.

Прицепы и полуприцепы, удовлетворяющие требованиям государственных и отраслевых стандартов, а также нормам транспортного законодательства относят к прицепным транспортным средствам общего назначения.

К прицепным транспортным средствам специального назначения относятся прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозок которые не могут быть выполнены с соблюдением всех норм транспортного законодательства (по массам и габаритам).

Грузовые автомобили и автопоезда в зависимости от габаритов (длина, ширина, высота), осевых и полных масс, могут относиться к крупногабаритным и тяжеловесным (см. Правила дорожного движения. Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам РФ, зарегистрирована в Минюсте РФ 08 августе 1996 г. № 1146).

В отечественном автомобилестроении используется классификация и система обозначения автотранспортных средств в соответствии с ОСТом «Транспортные средства. Маркировка.» 37.001.269-96 и отраслевой нормалью ОН 025 270 66.

Таблица 1


Первые и вторые цифровые индексы грузовых автомобилей
По ОН023 270-66
Полная масса, т До 1.2 1.2-2.0 2.0-8.0 8.0-14.0 14.0-20.0 20.0-40.0 Свыше 40.0
Тип автомобиля:
С бортовой платформой 13 23 33 43 53 63 73
Седельные тягачи 14 24 34 44 54 64 74

В соответствии с отраслевой нормалью в Российской Федерации каждой модели АТС присваивается цифровой индекс, состоящий из ряда цифр определенной последовательности (табл.1): первая цифре обозначает класс АТС по полной массе грузового автомобиля вторая — тип АТС (грузовой автомобиль — 3, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7, специальное АТС — 9, цифра 8 — резервная), третья и четвертая цифры — порядковый номер модели, пятая — модификацию базовой модели, шестая — особенности выпуска (1 — северное исполнение, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата). АТС могут иметь дополнительную индексацию через тире в виде двух цифр — 01, 03, 04 и т.д., для определения модели или модификации как переходной или имеющей дополнительную комплектацию.

Таблица 2

Классификация двигателей по рабочему объему

Класс Рабочий объем, л
1 до 0.75
2 свыше 0.75 до 1.2
3 свыше 1.2 до 2.0
4 свыше 2.0 до 4,0
5 свыше 4.0 до 7.0
6 свыше 7.0 до 10.0
7 свыше 10.0 до 15.0
8 свыше 15.0

Перед цифровым индексом ставится аббревиатура или условное название завода-из­готовителя.

Право присвоения цифрового индекса предоставлено ГУП «НАМИ».

При обозначении прицепов и полуприце­пов первая позиция цифрового индексе обоз­начает: прицеп — 8, полуприцеп — 9, вторая — тип прицепа или полуприцепе указываемый в соответствии с типом автомобиля (3 — бортовой, 5 — самосвальный, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9 — специальный).

Базовые модели автомобильных двигателей, их узлов и деталей обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом.

Первая цифра индекса определяет класс двигателя в зависимости от его рабочего объ­ема (табл.2).

Последующие цифры индекса обозначают номер базовой модели двигателя, узлов и деталей.

В настоящее время каждый тип автомобиля получает также технический номер в соот­ветствии с максимально гармонизированным Общероссийским классификатором продукции (ОКП), 45-ый класс которого позволяет расширить описание модификаций АТС.

В ряде стран СНГ для этих целей продолжает использоваться Общесоюзный классифи­катор.

С учетом мировых автомобильных стандартов принятых в Европейской Экономичес­кой Комиссии ООН, грузовые автотранспортные средства классифицируются по категориям (табл.3).

Таблица 3

Классификация грузовых автотранспортных средств по категориям

Категория Разрешенная максимальная масса*, тн Характеристика АТС
N1 До 3.5** Для перевозки грузов
N2 Свыше 3,5 до 12,0**
N3 Свыше 12,0**
01 До 0.75 Буксируемые АТС - прицепы
02 Свыше 0,75 до 3.5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
03 От 3,5 до 10.0***
04 Более 10.0***

*Специальное оборудование, установленное на специальных АТС рассматривают как эквивалент груза.

**Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.

***Для полуприцепов, сцепленных с тягачом или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси (осей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.


Рус-2-Авто - грузовики, самосвалы и строительная автотехника - продажа и сервис / кредит и лизинг. rus2auto.ru
Комментарии
Аватар TulipQ TulipQ

Спасибо, очень полезная статья.

TulipQ | 30.10.2008
У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар CarTry
Как проверить документы и юридические ограничения на автомобиль Перед покупкой подержанного автомобиля необходимо проверить документы, а также отсутствие юридических ограничений на него. ...
Категория: Авто и Мото | Автор: CarTry | Добавлено: 04.01.2021
Аватар ratamahatta
Диагностика неисправностей ксенонового оборудования В данной статье мы рассмотрим типовые случаи поломок автомобильного ксенона, а также методы диагностики и устранения неисправностей ксенонового света....
Категория: Авто и Мото | Автор: ratamahatta | Добавлено: 28.02.2011
Аватар Koba74
Особенности осмотра места происшествия связанного с поджогом автомобиля. Как определить поджог автомобиля? А может быть это вовсе и не поджог? А дефект эксплуатации или заводской брак? Кто же тогда возместит ущерб, связанный с пожаром в автомобиле? А если от автомобиля во...
Категория: Авто и Мото | Автор: Koba74 | Добавлено: 15.05.2008
Аватар serg4712
Конструктивные различия сцеплений автомобилей ВАЗ Статья расскажет о конструктивных различиях сцеплений автомобилей ВАЗ, эволюции их конструкции, геометрии привода, а так же об особенностях их функционирования....
Категория: Авто и Мото | Автор: serg4712 | Добавлено: 13.09.2009
Аватар aLexSey
Топ-10 видеорегистраторов FullHD Выбирая видеорегистратор, равно как и любую другую вещь, каждый человек, подбирает его по критериям, которые соответствуют его личным предпочтениям. Именно поэтому нельзя поставить какой-то видеорегис...
Категория: Авто и Мото | Автор: aLexSey | Добавлено: 08.07.2014
Лучшие авторы
Аватар vladstraychenko
редставьте себе, что жизнь – это игра, построенная...

Читать

Аватар kirillkamega
Читайте новости моего сайта.

Читать

Аватар Aleksandr-sites
Создание, реализация сайтов.
Поддержка бизнес-проектов.

Читать

Аватар Inna
Работодатель www.bridesandlovers.com/ru

Читать

Аватар proster
Зинченко Евгений Андреевич http://prosting.c...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам