Эксплуатация двигателей и их техническое обслуживание, в частности двигателей ЯМЗ
По роду деятельности мне приходится отвечать на множество технических вопросов. Чтоб не тратить свое время впредь начинаю публиковать статьи о двигателях ЯМЗ, их устройстве и эксплуатации.
Двигатель ЯМЗ мощный, надежный и удобный в эксплуатации, однако помните, что срок службы любой техники в значительной степени зависит от регулярного и тщательного ухода за ней. Исправная работа силового агрегата и длительный срок службы находятся в прямой зависимости от культуры эксплуатации. Перед началом эксплуатации внимательно ознакомьтесь с руководством, прилагаемым к каждому двигателю. Очень важно соблюдать правила эксплуатации при обкатке нового двигателя, так как в этот период происходит приработка трущихся поверхностей. Так же необходимо применять топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости предназначенные именно для данного двигателя. Перед пуском двигателя после смены масла, масляного фильтрующего элемента, длительной (5 суток и более) стоянки, замены или ремонта сборочных единиц и деталей, установить скобу останова регулятора в положение выключенной подачи и в течение 10-15 секунд проворачивать стартером коленчатый вал двигателя. Если давление масла есть - можно пускать двигатель, при отсутствии - пуск повторить через 1-2 мин. После пуска двигатель должен работать на оборотах холостого хода не превышающих 1000 мин-1, но не более 5 мин. После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры 75-90ºС производить под нагрузкой, не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода. Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет обеспечено нормальное рабочее давление, постепенно увеличивайте частоту вращения до средней рабочей и начинайте движение на пониженных передачах. Полная нагрузка непрогретого двигателя не допускается. Предельная температура охлаждающей жидкости должна быть не выше 95ºС, при применении моторных масел повышенной вязкости допускается лишь кратковременное (до 10 мин) повышение температуры до 100ºС. При эксплуатации двигателя следует обязательно следить за давлением масла в системе смазки. Во избежание поломки турбокомпрессора перед остановкой двигатель должен поработать в течение 3-5 минут на средних оборотах холостого хода, но при этом следует помнить, что не рекомендуется работа двигателя на минимальной частоте вращения холостого хода более 10-15 минут. Не следует включать стартер на работающем или не остановившемся двигателе. Работа двигателя со светящимися лампами сигнализаторов засоренности масляного или воздушного фильтров не допускается. Также соблюдайте правила эксплуатации сцепления и коробки передач.
Всегда следует помнить, что гарантийные обязательства изготовитель (в частности Ярославский моторный завод) несет только в том случае, если техническое обслуживание проводилось в соответствии со всеми техническими регламентами! Рассмотрим маленький пример – обрыв шатуна на тракторном двигателе при наработке 1000 моторо-часов. Гарантийный случай? Казалось бы да, но при снятии головки блока цилиндров мы обнаруживаем что поршень в этом цилиндре оплавлен. В результате выяснилось, что не проводилось регламентное обслуживание топливной аппаратуры при наработке 300 часов. Распылитель форсунки перестал распылять топливо, начал «лить», топливо не сгорало а так как поршневые кольца не пропускали его вниз накапливалось и нагревалось. Температура 1500 градусов. Все это привело к оплавлению поршня и заклиниванию его в верхней части цилиндра, обрыву шатуна. Гарантия снимается ввиду неправильной эксплуатации! Повторюсь еще раз: перед началом эксплуатации ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО изучите руководство по эксплуатации и соблюдайте все его требования, помня что руководство составлялось на основе исследовательских работ и опыта эксплуатации и содержит необходимые указания, точное и неуклонное соблюдение которых обеспечит безотказную и длительную работу силового агрегата, сэкономьте свое время и деньги!
Для ремонта используйте только оригинальные запчасти ЯМЗ. В будущем постараюсь осветить основные моменты технического обслуживания двигателей ЯМЗ.
Ярославские моторы - двигатели ЯМЗ и запчасти ЯМЗ от Дилера ОАО Автодизель (Ярославский моторный завод)