Средневековая музыка
Корпус хоральных песнопений складывался веками. Древнейшая, устная стадия в его истории относится к области преданий, а изобилие сохранившихся в рукописях образцов почти не имеет аналогий в музыке последующих эпох. Наиболее распространенным пластом литургической монодии Запада является, как известно, григорианский хорал песнопения Римской литургии, которая выделилась из семейства древних латинских обрядов — амвросианского, галликанскогого, бёнёвентанского, мозарабского и других, и стала основным обрядом западного мира. ZxТексты григорианских песнопении впервые встречаются в нескольких певческих (нетонированных) рукописях VIII-IX вв. С конца IX столетия они записываются при помощи невменной нотаций, а Х век становится временем постепенного перехода хорала в область полуписьменной, а затем и в полной мере письменной традиции. IX—Х столетия отмечены значительным расширением хорального репертуара; появляются новые композиции в традиционных жанрах; происходит оформление новых певческих жанров и форм. Среди них памятники гимнографического цикла —тропы, прозы (cеквенции) и прозулы, версусы, гимны. Происхождение последнего из этих жанров восходит к патристической эпохе. Тропы, прозы, некоторые другие жанры относятся к собственно средневековому вкладу в хоральную традицию. Период распространения тропов в рукописном предании — Х—начало ХIII столетия. Позднее большая часть репертуара из практики исчезает (среди исключений — тропы к Kyrie, Gloria и другим частям Ординария григорианской мессы), оставшись принадлежностью раннесредневековой литургии и ее неповторимого мира.
Положение гимнографических элементов в хоральном репертуаре требует дополнительных пояснений. Григорианский хорал в аспекте поэтической основы представляет собой псалмодию пелся хором или группой певцов, то троп исполнялся сольно.Чтобы понять принципы включения тропов во входное песнопение, следует обратиться к форме самого интроита. Структура, обычная
для X—XIII рв.» но сохранившаяся и позже, может быть выражена как А V A D A. где А,—антифон, V—стих псалма (versus), D—доксология (=славословие), причем стих и доксология исполняются на стандартную формулу григорианского модуса. Однако известна и более архаическая форма интроита. Она описывается в обрядниках (Ordines), литургических книгах VII—VIII вв., которые детально фиксируют одну из древнейших форм Римской мессы. Дробная сегментация песнопения позволяла членить его на еще более мелкие сегменты и облегчала возможность появления между ними тропов. Тропированию подвергались и антифон, и стих псалма, и доксология, однако как , именно распределялись элементы тропа в интроите в целом, не всегда ясно.
«RuSeasons.TV - Видеопортал о русском музыкальном искусстве» Новости русской классической музыки. Сюжеты о постановках музыкальных театров России: премьеры и признанные работы театральных режиссеров, фрагменты репетиций. Интервью с создателями.