Главный Каталог Статей РФ
85989 авторов, размещено 47108 статей, сейчас на сайте пользователей: 165 Статистика
Аватар Геннадий Самусенко

MIDI-секвенсор – основной инструмент аранжировщика

Категория:  Музыка  | Автор:  Геннадий Самусенко | Опубликовано: 19.12.2008

Миди-секвенсор занимает центральное место в работе аранжировщика и композитора во взаимодействии с другими программами. Он играет исключительно важную роль при создании музыкального материала. В секвенсоре решаются важнейшие задачи творческого и технического характера, которые приводят к необходимости выполнения операций самой различной направленности. Это - создание музыкальной формы произведения, выбор музыкальных инструментов, запись материала на миди-дорожки с последующим редактированием, обработка звука и сведение. То есть, автор здесь предстает в трех ипостасях: как композитор-аранжировщик, как исполнитель и как звукорежиссер. И каждый из этих этапов включает в себя много творческих и технологических аспектов и тонкостей.

С чего начинается работа в секвенсоре?

Прежде всего, с определения темпа музыкального произведения. Темп выставляется с помощью метронома программы и не представляет особых трудностей. При его установке нужно предусматривать характер и интенсивность ритмической пульсации будущего произведения, плотность и насыщенность фактуры, состав музыкальных инструментов. А если будет вокальная партия, то иметь в виду и ее особенности.

Запись на миди-треки обычно производится с миди-клавиатуры. При записи семплерных акустических инструментов следует учитывать характер звукоизвлечения, артикуляции и штриховые особенности используемых инструментов. И в соответствии со сложившимися исполнительскими традициями записывать материал. Мелодические, гармонические, ритмические и ритмо-гармонические инструменты пишутся по-разному.

Мелодические инструменты.

При их записи все относительно ясно. Но следует помнить, когда Вы пишете партии акустических инструментов с семплера, о диапазоне акустических инструментов и их технических возможностях. К примеру, духовые инструменты имеют свой ограниченный диапазон и характерные мелодико-фактурные и штриховые особенности. И тромбон не может исполнять мелодические рулады подобно флейте или кларнету. Всегда учитывайте традиции исполнительства и «меру выразительности» каждого инструмента. И это касается всех акустических инструментов.

Клавишные.

В отношении их исполнительских приемов дело не сложное – что умеем то и играем (если умеем). Если скорость Ваших сенсорно-мозговых реакций не позволяет в реальном времени «добропорядочно» записать партию инструмента, то после записи следует применить функцию квантайза. Квантайз бывает жестким или «гуманизированным» и какой из них применить, зависит от степени точности Вашего попадания/непопадания в канву метрических долей. Способов квантайза много, включая выборочный и фрагментарный. При установке параметров квантайза будьте очень внимательны, иначе, при неправильно выбранной настройке, можно «наломать дров». Правда, это легко поправимо с помощью функции отмены операции.

О партии ритм-гитары.

Писать гитару с клавиатуры в обычном клавишном режиме не советую. По нескольким причинам и первая из них заключается в том, что нужно очень хорошо знать гриф гитары, его позиционную игру. Даже если Вы владеете гитарой и Вам хорошо известны ее возможности, все равно нет гарантии, что Вы не «впаяете» случайно не «играбельный» или крайне неудобный/нелогичный аккорд с точки зрения живого исполнительства.

А создание гитарного «чеса» обычным клавишным способом вообще проблематично. После его записи, даже при самом подробном, сводящим с ума, редактировании вручную, Вы получите только жалкое подобие ритм-гитары. В таких случаях лучше применять плагины гитар или на худой конец импортировать гитарные треки с программ-автоаранжировщиков или с хороших аппаратных «самоиграек», если они имеются. Подробнее о создании гитарной партии читайте на моем блоге, адрес в конце статьи.

Создание партии ударных инструментов.

Согласно стандарту General MIDI, ударные инструменты располагаются на 10 канале и имеют шаблонную раскладку по клавиатуре. При сочинении партии ударных необходимо знать хотя бы общие принципы игры на них, чтобы избежать «ляпов» и несуразностей. Жесткий квантайз на барабанах более уместен, но и здесь есть свои нюансы. Об этом более подробно я написал в одном из постов своего блога.

О клавишных редакторах.

Редакторов в секвенсорах, как правило, несколько, но основным и наиболее часто используемым является клавишный. В нем визуально отображается записанная с клавиатуры или введенная вручную (мышкой) партия какого-либо инструмента.

Клавишный редактор имеет в своем окне две основных координаты – высота звука и его временнОе положение, т. е. расположение на определенных долях такта, включая длительность. Там же контролируется сила удара по клавишам (velocity), а точнее его скорость, которая, в конечном счете, означает громкость каждого звука. С помощью мыши можно регулировать громкость отдельных нот выделяя их акцентами или наоборот, пряча, а также выравнивать целые группы звуков. Графическое редактирование множества других параметров звуков – модуляции, портаменто, вибрато, выразительности, изменение высоты тона (полезно для «подтяжек» гитар, саксофонов м пр.) и прочих производится в стандартных контроллерах MIDI клавишного редактора.

Динамический баланс и панорамирование треков.

При записи треков с самого начало нужно заботиться о тембровой и пространственной деффиренциации фактурных планов и групп. Жестких правил, пригодных на все случаи, в этом вопросе не существует. Но некоторые общие рекомендации окажутся небесполезными.

Различные фактурные пласты лучше темброво и пространственно локализовать, исходя из принципа контраста. К примеру, если ритм-гитара и электро-пиано понаромированны вправо, то струнные и подкладные клавиши нужно расположить слева. То есть, располагать подобное с подобным. Но не следует разводить инструменты слишком далеко по краям, так как, нивелируется эффект стерео, а при применении аудио-эффектов возникают неприятные сюрпризы.
Однако, принцип – подобное с подобным не всегда хорош. Если фактура «вещи» очень насыщена и разнородна, то этот метод разграничения фактур может не годиться. И тогда нужно идти другим путем, т.е., более детально локализовать тембро-фактурные элементы – каждому инструменту свое место.

Ударные инструменты.

Их лучше панорамировать в центр с небольшим отклонением влево для том-томов, вправо для хай-хета и в разные стороны для различных тарелок.

Бас.

Располагаем в середине по причине принципиально невозможной локализации низких частот (может быть, исключая случаи применения бас-гитары, как сольного инструмента, например, 6-ти струнной бас-гитары).

Солирующие инструменты.

Поскольку эти инструменты должны звучать ярче всех остальных, их следует располагать рядом с центром или недалеко от него справа или слева.

Немного забегая вперед, скажу, что есть хороший способ подать соло-инструмент ярко и объемно. Для этого нужно предварительно записанный миди-трек сольного инструмента перевести в аудио-формат, в результате чего мы получим аудио-трек. Затем создать его дубль, т.е. у нас уже будет два идентичных трека. И потом один трек панорамировать в середину левого канала, а другой, с небольшой задержкой в 7-12 мс., в середину правого (или наоборот). В результате мы получим яркую, широкую, объемную полосу сольного инструмента.
Другой путь – применить эффект дилэя, с его противоположным направлением от расположения инструмента.
Также, часто в секвенсорах есть плагины (или их можно установить) расширяющие панораму, которые тоже можно использовать для этой цели.
При установке звукового баланса музыкальных планов нужно помнить основной простой принцип – сольные инструменты на первом плане, подголоски на втором, гармонические инструменты и бас на третьем, а барабаны, в зависимости от стиля могут выделяться больше или наоборот, уходить на задний план.

Перевод в аудио, сведение и использование эффектов.

Иногда на миди-треки накладывается немного реверберации и хоруса. Другие, более «сильные» миди-эффекты, как например, арпеджиатор, дилей с метрическими настройками и прочие, используются в основном в случае решения особых художественных задач.
Следующим этапом идет перезапись миди-треков в формат аудио. Когда этот этап завершен, то наступает пора обработки и сведения аудиодорожек. Что касается применения аудиоэффектов, то нужно сказать следущее: здесь очень важна мера и постоянный скрупулезный слуховой контроль. Можно применять дилей, эхо, реверберацию, хорус, фленжер и другие эффекты, но очень аккуратно, чтобы не превратить Ваш шедевр в винегрет. Особенно это касается уровня реверберации, лучше меньше, чем больше.

То, что я говорил о балансе и панорамировании, в полной мере относится и к аудиосведению. Т. е. нужно помнить о планах и роли тех или иных фактурных элементов в общем звучании. Можно использовать плагины приближающие и отдаляющие звук аудиотрека в пространстве и много других эффектов. А некоторые эффекты, как например, реверберация лучше применять не на каждый трек отдельно, а по группам или на все дорожки сразу. Обычно это делается с уже сведенным проектом в двухканальный стереоформат.

Прооцесс сведения может производиться как в самом секвенсоре, так и в программе-аудиоредакторе. В аудиоредакторе это делать лучше, поскольку, он специально для этого предназначен и делает это более качественно. Но это уже другая тема.

Итак, секвенсор – это центральная, многофункциональная программа в работе компьютерного аранжировщика и композитора и очень важно, чтобы он был удобен в работе. Поэтому, рекомендую каждому поискать «свой» секвенсор.

Геннадий Самусенко, композитор.
samgen@list.ru

Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Олег Hip Hop Guru
Как стать рэпером? Что такое рэп индустрия? В этой статье я хотел бы поделиться с вами дорогой читатель о том как стать про рэпером, guru в рэп и хип хоп индустрии. И наконец то расскажу о том как заработать на своем творчестве!...
Категория: Музыка | Автор: Олег Hip Hop Guru | Добавлено: 09.07.2014
Аватар andy711
Активация Guitar Pro После установки Guitar Pro на свой ПК многие люди не знают как её активировать. Если в пятой версии более менее понятно, то в шестой у меня возник вопрос о том как её активировать. На самом деле это о...
Категория: Музыка | Автор: andy711 | Добавлено: 01.08.2012
Аватар FMuzic
Оливер Сайкс - лидер группы Bring Me The Horizon Oliver Sykes - лидер, фронтмен, один из основателей, вокалист скандально-известной дэт-рок группы Bring Me The Horizon из Шеффилда, Англия. Биография, интересные факты....
Категория: Музыка | Автор: FMuzic | Добавлено: 11.08.2013
Аватар Muzmart
Стиль, автоаккомпанемент и связанные с ними функции в синтезаторах и цифровых пианино Описание основных акустических или как их ещё называют цифровых эффектов, используемых в синтезаторах и цифровых пианино и связанные с ними функции....
Категория: Музыка | Автор: Muzmart | Добавлено: 26.04.2010
Аватар glornt
Стереотипы о рокерах С чего начинать слушать рок...
Категория: Музыка | Автор: glornt | Добавлено: 10.03.2011
Лучшие авторы
Аватар Badboyby
Internet marketing, SEO

Читать

Аватар Сергей Носов
Юридическая фирма, имеющая ряд публикация, в том ч...

Читать

Аватар missia-life
Улучшательница жизни.Выбор есть всегда...

Читать

Аватар riword
Группа компаний Русьинновация - крупная фирма, спе...

Читать

Аватар ded004
дед мороз рунета

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам