Как играть боем на гитаре и попадать в ритм
Замечали ли вы, что не можете держать ритм ровно? Из-за этого вы не можете играть с другими музыкантами или под вашу игру невозможно петь вокалисту? Часто я вижу на своих занятиях, что начинающие делают одни и те же ошибки которые не позволяют им играть ровно и на это есть несколько причин. Самые распространённые причины:
1. Занятия без метронома. Если Вы делаете какие-либо упражнения таким образом – скорость у Вас будет плавать. В дальнейшем, если будете играть с коллективом, Вы вероятнее всего не сможете подстроиться под ритм музыки, тем самым сбивая остальных участников.
2. Игра с остановками руки во время боя или штриха. Если Вы останавливаете ее – Вам будет сложнее поймать пульс музыки, который достигается за счёт плавного движения, не будет принципа маятника, когда рука с равномерной скоростью двигается вверх-вниз, тем самым попадать в ритм будет гораздо сложнее.
3. Удар вниз на слабую долю или удар вверх на сильную долю. Необходимо учитывать, с какой доли начинается бой или штрих, и рассчитать где будут удары вверх, а где вниз на протяжении такта. Если он начинается со слабой доли – многие начинают с удара вниз, в итоге бьют по струнам вверх на сильную долю, тем самым сбиваясь с пульса музыки. Также, необходимо следить за движением руки на всём протяжении композиции, т.к. можно запросто сбиться, например, где-нибудь в середине такта и сыграть слабую долю ударом вниз, от чего нарушится дальнейшее акцентирование сильной доли. Ниже приведен простой пример боя, который начинается со слабой доли:
4. Ускорение движения или замедляя его. Необходимо двигать рукой с одинаковой скоростью, как будто маятником, потому что при ускорении или замедлении – Вы "слетите" с ритма, будете либо опережать ритм, либо наоборот, опаздывать.
Решение этих проблем:
1. Важное правило музыканта – заниматься под метроном.
То, что Вы разучиваете крайне желательно также отрабатывать под метроном. Благодаря метроному Вы будете ощущать пульс музыки, научитесь играть ровно, и почувствуете контроль над своими руками. Помимо игры под метроном, также старайтесь записывать себя, чтобы потом её послушать, т.к. на записи вы услышите ошибки, которые не замечаете. Это позволит Вам провести своего рода работу над ошибками. Я рекомендую своим ученикам записывать свою игру в Cubase или похожей программе, где можно увидеть насколько вы опережаете или опаздваете, играя в клик метронома.
2. Подберите подходящие для Ваших способностей задания на ритмику.
Самое простое и эффективное задание – включить метроном и похлопать в ладоши. Для начала включите его на медленной скорости (60-70 ударов) и хлопайте в ладоши на каждый четвертый клик, затем на каждый второй и дальше по порядку, как на рисунке:
Это задание можно расширить, например делая по три хлопка в один такт, чередовать по два хлопка в такт и четыре хлопка и т.д. Это поможет Вам почувствовать ритм. Если же Вам сложно подобрать для себя задания – обратитесь к преподавателю.
3. Продумывайте первое время направления движений.
Из-за продуманных заранее движений, Вам станет играть легче, без напряжений, с хорошей атакой в нужных местах, и правая рука будет ходить плавно, уверенно, словно маятник. Вот простой пример, в каких местах лучше использовать удары вверх/вниз в случае с рифом с использованием переменного штриха:
Обратите внимание, что там, где стоят паузы – рука не останавливается, а продолжает двигаться, не касаясь струн. Это позволяет сохранять ритм.
Теперь рассмотрим пример с боем:
Как видите, здесь практически то же самое. Принцип тот же самый.
4. Отрабатывайте движения перед зеркалом.
Так Вы сможете посмотреть на себя со стороны в режиме реального времени, и заметить множество ошибок, например как плавность движений, амплитуда размаха кисти через чур большая или наоборот маленькая, напряжение в конечностях (увидите, как напрягаются мышцы).
Подведем итоги. Для хорошего чувство ритма не игнорируйте занятия с метрономом, следите за плавностью движений, не забывайте про правильную постановку и уделяйте время анализу игры. Записывайте, слушайте, исправляйте, совершенствуйтесь и не забывайте, что все великие музыканты когда-то тоже начинали и испытывали множество сложностей.
Об авторе: Павел Бочаров - профессиональный гитарист и преподаватель по игре на гитаре в Москве.