Изучение музыки: гармония
Содержание и цели учения о гармонии издавна определяются как исследование закономерностей, согласно, которым образуются созвучия и устанавливаются связи между ними.
Однако в ходе самого исследования эта специальная задача перерастает в гораздо более широкую. Неизбежность такого перерастания вытекает из самого существа гармонии, ее связей с другими компонентами и факторами музыкального целого, из ее многообразных свойств и функций. Учение о гармонии на современном его этапе представляет собою музыкально-теоретическую науку о диалектической природе и логике законов музыкальной организации в их взаимосвязи с законами музыкального мышления и обусловленности общественно-историческими предпосылками, о гармонии как художественно-конструктивном факторе музыки, который с особой силой и полнотой сосредоточивает в себе и воплощает эти законы. Специфику понимания гармонии о гармонии, его ядро и основу составляет терминология лада, ладовой системы музыкального- мышления и ладотональной организации музыкальных действий.
Одна из самых насущных задач современного принципа развития и понимания гармонии состоит в познании интонации гармонии музыки времен прошлого и настоящего как отражение исключительно яркой , многосторонней, исторически безгранично-перспективной жизни. Поскольку гармония есть своего рода средоточие законов музыкального языка, постольку отношение к ней всегда выражает определенные эстетические позиции. В связи с этим прежде всего в области гармонии нашли отражение сложность и противоречивость многих явлений современного музыкального искусства. Безусловно, гармония является в настоящее время той самой сферой, в которой находят друг друга принципиально далекие, временами взаимоисключающие взгляды и убеждения касающиеся в меньшей степени самой гармонии, но музыки, как явления, в целом—ее места и причины пребывания в нашей жизни, жизни общества, путей дальнейшего развития.
Пожалуй, ни один из разделов музыкальной науки не располагает таким обилием созданных в последние десятилетия исследований и учебных руководств, как гармония, и никакая другая музыкально-теоретическая наука не отмечена за этот же промежуток времени столь парадоксальным совмещением выдающихся достижений с научно несостоятельными убеждениями, касающихся преимущественно такого явления, как авангардизм. Следовательно, проблемы, затрагиваемые в процессе рассмотрения и познания гармонии, неизбежно получают подчеркнутый идейно-эстетичесшй смысл.
«RuSeasons.TV - Видеопортал о русском музыкальном искусстве» Новости русской классической музыки. Сюжеты о постановках музыкальных театров России: премьеры и признанные работы театральных режиссеров, фрагменты репетиций. Интервью с создателями.