"Любовь, длинною в жизнь, без перерыва на обед"
Категория: Искусство
| Автор: andreykovalev10
| Опубликовано: 19.07.2010
"День, полный жизни" - миг маленького человека, в голове которого за полтора часа спектакля все взрывается хлопушками - первая, а затем зрелая любовь, быт, работа, неудовлетворенность ею же. Вот герой Андрея Ковалева (автор и актер в одном лице) ребенок, вот он отец, вот вон уже одновременно примеряет на себя роль стареющего родителя и взрослого сына, пытающегося увернуться от заботы оного. Наверное, самый непростой момент, когда он с ужасом заглядывает в глаза одинокой старушке, отводят взгляд со вздохом: "Как страшно стареть в этой стране". Зрительский зал заворожено, то заливается смехом, то вдруг делается серьезным и украдкой от соседа смахивает слезу. А в заднем ряду какой-то мужик на сцене семейной перепалки поворачивается к жене:
- А ведь ты меня по субботам так же пилишь.
Когда зритель начинает ассоциировать себя с героем на сцене, значит, задача автора выполнена, его поняли и оценили, то есть примерили на себя. А трогательно-внимательные зарисовки о детворе, как заправский психолог герой проводит границы мнимой взрослости и недетского эгоизма. Даже вырастая, мы остаемся детьми, которым иногда нужно спрятаться за отцовскую штанину. Кажется, местами, это через чур "мужской" спектакль, где в утреннем похмельном откровении выдаются на "бис" самые потаенные страхи и комплексы подростка. Но ведь это жизнь, это человек, это его мир. Не за этим ли зритель и идет в театр?
Калининградские театральные подмостки первыми когда-то увидели моно-эксперементы Евгений Гришковца, нечто похожее сейчас творит и Андрей Ковалев в спектакле "День, полный жизни", только более динамично, более зло и остро, видимо, время становится другим. В этой литературе сложный замес Салтыкова-Щедрина, Зощенко, Довлатова и Жванецкого, кто-то попытается усмотреть аллюзии с Венечкой Ерофеевым, но здесь иной герой. Вроде как средний офисный работник, вроде как с обычными запросами, но такой живой и узнаваемый, а не спивающийся эстет с филологическим образованием, едущий через жизнь в никуда.
Спектакль "День, полный жизни" Андрея Ковалева взорвал Калининград - на него ходят, обсуждают, смотрят повторно. Кто-то хочет перепроверить свои эмоции и впечатления, кто-то открывает второе дно автора, кто-то просто идет еще раз посмеяться над героем, а, по сути дела, над собой. Зритель позволяет автору слегка поглумиться над собой, над ним, над ближним своим - соседом, без конца делающим ремонт, чиновником, дающим пустые обещания, олигархом, переваривающим свой золотовалютный запас.
Герою Андрею вроде бы легко - это та внешняя легкость, в которой человек вроде как не задумывается, точнее, не хочет задумываться об окружающем мире, потому что строит свой - чистый, добрый и счастливый. Нет, не по наивной формуле "лишь бы не было войны", здесь гораздо сложнее - почему любовь коротка, как жить без зависти, когда все воруют, почему мир не так добр к тебе, как ты к нему?! Вопросов много, многие из них, как навязчивые мухи беспокоят каждого из нас перед сном, когда мы подводим прожитый день, такой банальный и суетный на первый взгляд, но все же, это - "день, полный жизни". Только надо себя в этом признаться и тогда все наладиться.
Как мне кажется, у Евгений Гришковца в лице Андрея Ковалева появился, если не конкурент, то по крайне мере, очень талантливый коллега на российской театральной сцене. Во всяком случае, коллега уверенно наступает на пятки.
Клим Чугункин
Андрей Ковалев