Главный Каталог Статей РФ
86155 авторов, размещено 47126 статей, сейчас на сайте пользователей: 52 Статистика
Аватар romario2008

«Черный май» сорок третьего

Категория:  История  | Автор:  romario2008 | Опубликовано: 18.01.2014
Май 1943 года вошел в историю бое­вых действий фашистского подводного флота как «черный май». За один этот месяц противолодочные силы союзни­ков уничтожили 41 немецкую субмари­ну - почти столько, сколько числилось в составе германского флота в сентяб­ре 1939 года, когда Гитлер начал вто­рую мировую войну. Немецкие специа­листы извелись, стремясь разгадать тайну этих катастрофически возросших потерь. Вначале они предположили, что англичане применяют аппаратуру инфракрасного обнаружения, и стали окрашивать лодки специально для этой цели разработанной краской. Когда же это не помогло, возникло предположе­ние, что союзники создали устройство, способное выводить противолодочные самолеты на слабое радиоизлучение прибора «FU—MG», устанавливаемого на фашистских субмаринах с середины 1942 года...

Появлению этого прибора предше­ствовали странные события, за год до «черного мая» происходившие в Би­скайском заливе. По ночам, когда ко­манды немецких лодок, всплывших для зарядки аккумуляторов, чувствовали себя в полной безопасности, в небе над ними внезапно вспыхивал яркий свет и немедленно вслед за этим начинали рваться бомбы и снаряды. По свиде­тельству немногих подводников, уце­левших после таких ударов, впечатле­ние было такое, что пилот атакующего самолета видит лодку в ночной темно­те, как днем.

Для немецких специалистов не со­ставляло секрета, что такие возможно­сти могла дать только радиолокация: предвоенные достижения Германии в этой области были примерно такие же, как и у Англии. Удивило немцев другое: как ухитрились их противники втиснуть громоздкую длинноволновую станцию в самолет? Вскоре, однако, все их сомнения были рассеяны самым убедительным образом. В обломках сбитого английского самолета они обна­ружили радиолокационную станцию, компактность конструкции которой была достигнута за счет перехода с длинных на короткие волны, от ис­пользования которых в подобной стан­ции «FU—MG» немцы отказались еще в предвоенные годы. Старые разработ­ки были извлечены на белый свет, и на их основе было создано устройство, способное обнаруживать импульсы вра­жеского локатора, находящегося на большом расстоянии от лодки. Благода­ря такому раннему предупреждению ко­мандиры немецких лодок получали ре­зерв времени для экстренного погруже­ния.

И вот спустя год немцы заподозри­ли: чрезмерные потери вызваны тем, что союзники создали прибор, способ­ный выводить противолодочный само­лет на слабое излучение «FU—MG», как на маяк... Эксперименты как будто подтвердили, что работу поискового приемника с помощью очень точных и громоздких приборов можно запелен­говать с самолета, летящего на высоте 2000 м. Начались лихорадочные поиски такой конструкции приемника, которая позволила бы лодке обнаруживать при­ближающиеся самолеты, не выдавая при этом саму себя. И в самом разгаре этих изысканий стало известно, что над Роттердамом сбит английский самолет, радиолокатор которого работает на волнах 9 см!

Это открытие произвело в Германии ошеломляющее впечатление: ведь ока­залось, во-первых, что крупнейшие не­мецкие физики, провозгласившие диа­пазон волн меньше 20 см технически непригодным, допустили крупнейший просчет и, во-вторых, что союзники не только опередили немцев в научном поиске, но и сумели начать серийный выпуск техники, о которой в Германии никто даже не догадывался.

История радара, работавшего в сан­тиметровом диапазоне волн, началась осенью 1938 года, когда на морских маневрах британского флота группе высших офицеров была продемонстри­рована первая самолетная станция ASV. Она работала на волнах 1,5 м, которые позволяли получать достаточ­ную мощность импульса с помощью хо­рошо отработанных генераторных ламп. Для получения более коротких волн та­кие лампы не годились, поэтому даль­нейшее совершенствование станций упиралось в создание принципиально нового мощного генератора. Такое за­дание получила исследовательская группа Бирмингамского университета, которая к 1940 году разработала прак­тический образец магнетрона с объем­ным контуром. В этом же году англича­не объединили свои усилия с американ­цами, и начались интенсивные работы по созданию качественно новой радио­локационной техники.

В январе 1941 года в радиолабора­тории США было получено первое отра­жение от цели на радаре, работавшем на сантиметровых волнах. 10 марта та­кой радар, установленный на самолете, продемонстрировал высокую эффек­тивность в поиске кораблей, находя­щихся на поверхности моря. А уже в конце 1941 года армия и флот США выдали промышленности крупный за­каз на самолетные микроволновые ра­дары. Два образца были переданы ан­гличанам для постановки их в массовое производство.

«К весне 1943 года,- говорится в официальной американской истории радара об этой модели,— в эксплуата­ции находилось уже большое количе­ство станций, работу которых немецкие приемники обнаруживать не могли... Применение этих новых станций дало феноменальные результаты. В течение мая, июня и июля 1943 года было по­топлено около 100 подлодок, 75 из них — самолетами. Эти события разби­ли уверенность немцев в безопасности их подлодок от воздушного нападения и заставили немецких ученых бешено приняться за разработку мер защиты... В этот период команды подлодок нача­ли терять доверие к инженерам, снаб­жавшим лодки специальным оборудо­ванием».

Как это ни парадоксально, мысль о недосягаемом техническом превос­ходстве союзников оказалась на руку потерпевшим поражение фашистским подводникам, которые получили воз­можность списать собственные просче­ты и промахи на близорукость руково­дителей промышленности и бездар­ность ученых и инженеров. «Самолеты и радиолокация противника свели на нет успехи германского подводного флота»,— писал после войны адмирал В. Маршаль. Еще категоричнее высказался сам Дениц — командующий фа­шистским подводным флотом, а потом главнокомандующий. «С помощью радиолокации враг лишил подводные лодки их основного качества — неожи­данности,— писал он.— Этими метода­ми угроза подводных лодок была лик­видирована. Успех в подводной войне союзники завоевали не превосходной стратегией или тактикой, но превосход­ной техникой...»

В этом заблуждении, увы, адмирал оставался до конца своих дней!


сайт автора
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар Колотило
Легенда Толстовского дома Доходный дом графа М.П.Толстого – крупнейшее и самое выдающееся сооружение гениального мастера северного модерна архитектора Фёдора Лидваля.Толстовский дом – один из символов эпохи модерна в Санкт-Пет...
Категория: История | Автор: Колотило | Добавлено: 30.09.2009
Аватар certus
Весы. История возникновения весов Первое упоминание о весах относится к шестому тысячелетию до нашей эры. Предполагают, что весы в виде равноплечего коромысла с подвешенными чашками появились впервые в Древнем Вавилоне и Египте. в вид...
Категория: История | Автор: certus | Добавлено: 10.03.2009
Аватар juristgid
Российские газеты и журналы начала 19 века В 1801 году на престол взошел император Александр I и после эпохи деспотизма Павла I общественная жизнь несколько оживилась. При дворе вслух произносились либеральные идеи, а положение прессы и литера...
Категория: История | Автор: juristgid | Добавлено: 07.12.2009
Аватар Flames___007
Эффективность афинской демократии Афинская демократия – уникальное явление в истории. Наши предки ещё в 594г. до н. э. смогли создать систему правления, аналогичную нашей. Кроме того, древние афиняне скорее назвали бы американскую и а...
Категория: История | Автор: Flames___007 | Добавлено: 21.04.2021
Аватар samovary
Самовары Баташевых Самовары Баташева охотно раскупались на ярмарках, базарах и по всей России, так как были относительно не дорогими и хорошего качества....
Категория: История | Автор: samovary | Добавлено: 16.11.2010
Лучшие авторы
Аватар georgi58
Человек простой, кто бы хотел научится любит всех.

Читать

Аватар Kolesnikov Pavel
Руководитель студии МТО 'Лидер студио'.

Читать

Аватар marijka
Пишу, размещаю, никого не трогаю, починяю примус.

Читать

Аватар dekor75
Молод и чертовски привлекателен.
Занимаюсь ремо...

Читать

Аватар promoter
Студент :)

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам