Главный Каталог Статей РФ
86199 авторов, размещено 47126 статей, сейчас на сайте пользователей: 18 Статистика
Аватар Dmitry Sirotkin

Как продать кризис

Категория:  Бизнес  | Автор:  Dmitry Sirotkin | Опубликовано: 02.11.2009
Лично я начинаю нервно реагировать, когда в очередной раз слышу или читаю, что кризис – это не только угрозы, но и возможности. Наверное потому что в 90% случаях за этой фразой ничего конкретного не стоит, это типа такая психотерапевтическая формула. 

Возвращаясь к нашим продажам нетрудно заметить, что ситуация похожа: 

  • с угрозами все достаточно понятно: сокращение спроса, неплатежи и рост дебиторской задолженности, обострение ценовой конкуренции и демпинг, откладывание клиентами подписания крупных и долгосрочных контрактов и т.д.
  • с возможностями все достаточно непонятно – на первый взгляд кажется, что желающих их использовать намного больше, чем самих этих куцых возможностей кризиса.  

    Так в чем же по-крупному состоит возможность текущего момента для продаж? 

    В существенном изменении рыночной ситуации и рыночного поведения покупателей. Тот кто первым «подберет ключи» к «кризисному» покупателю явно окажется в выигрыше. 

    Попробуем детализировать этот подход

    Как продать   

    Как продать покупателю кризис? Консультантам здесь проще. Например, наша компания оперативно разработала и вывела на рынок такие продукты как антикризисные стратегические сессии и семинар-практикум «Стратегия развития в условиях кризиса». Но вот каким образом подойти к задаче разработать и вывести на рынок «антикризисный кондиционер» или «антикризисное печенье»? 

    По-видимому, как наиболее привлекательные покупателями будут восприниматься предложения, которые позволят получить им очевидную выгоду. Безусловно, многие покупатели запрашивают снижения цены и увеличения срока отсрочки. Но не только. Для части покупателей обострилась потребность в надежном поставщике. 

    Конечно, выдвигая такое выгодное для покупателя предложение, мы сами не должны оказаться в проигрыше, так что речь идет о нахождении небанальных решений в стиле «win-win» («выиграл-выиграл»). 

    В качестве примера можно привести строителей, которые до кризиса, как правило, весьма прохладно относились к предложениям поставщиков стройматериалов по оптимизации системы поставок, если это требовало изменения их собственных бизнес-процессов: «Зачем нам ваша еженедельная развозка стройматериалов по объектам, если нам проще закупать раз в месяц на собственный склад и самим с него развозить. Подумаешь, какие-то 10% экономии при нашей-то рентабельности!». Можно предполагать, что в нынешней ситуации такое предложение будет встречено с намного большим интересом. 

    Итак, в соответствии с изменившимися потребностями покупателей следует создать привлекательные и экономически обоснованные «кризисные» предложения. Причем хотелось бы предостеречь от изготовления красивой «упаковки» без создания действительной ценности для покупателя, вряд ли он придет к вам снова. 

    Многие компании столкнутся с необходимостью отойти от практики единых базовых коммерческих условий и формировать «пакетные предложения» для ключевых групп покупателей. Практика показывает, что для разных отраслей сейчас критически важными оказывается разное сочетание коммерческих условий. 

     

    Кому продать  

     

    В ситуации кризиса логично сегментировать ваших покупателей по такому критерию как «устойчивость к кризису».Как правило, можно разделить потенциальных покупателей на 4 сегмента: «кризисо-устойчивые», «финансово-проблемные», «спросо-проблемные» и «неустойчивые к кризису» (см. схему 1).  

    Схема 1. Сегментация клиентов по критерию «устойчивость к кризису»  

    К «неустойчивым к кризису» в текущий период часто относят строителей и девелоперов. К «спросо-проблемным» - автодилеров, производителей тяжелой техники и др. 

    К «финансово-проблемным» - розничный ритэйл, банки. 

    К «кризисо-устойчивым» - пока рано оценивать, но похоже, что дискаунтеры, коллекторские агентства и юридические консультанты без работы в любом случае не останутся. 

    Понятно, что концентрация усилий менеджеров продаж на более устойчивых к кризису сегментах обеспечит большую результативность продаж и меньший размер дебиторской задолженности. 

    Наверное, данный подход можно применять не только к сегментации клиентов на отраслевом уровне, но и внутри отраслевых сегментов, вплоть до разнесения по критерию устойчивости к кризису всех компаний вашей клиентской базы. 

     

    Кто быстрее  

     

    Динамично меняется не только рынок потребителей, но и конкурентная ситуация. Мониторинг и прогнозирование конкурентной ситуации в условиях кризиса позволяет найти ответы на ряд важных вопросов: У кого из ослабленных конкурентов следует активно перехватывать покупателей? От кого из конкурентов следует ожидать демпинга и по каким позициям? Какие «бреши» появляются у конкурентов и как их можно эффективно «отыграть» в собственном предложении? И т.д. 

    Какие компетенции и навыки должны быть развиты у компании, чтобы она смогла эффективно воспользоваться описанными возможностями кризиса и обогнать конкурентов? 

    По-видимому следующие: 

    • аналитические (прикладная маркетинговая и экономическая аналитика) 
    • групповой работы и межфункционального взаимодействия (эффективное горизонтальное взаимодействие между продажниками, маркетологами, производственниками, экономистами и т.д.) 
    • оперативной формализации и коррекции управленческих решений, регламентов и процедур
    • конструктивной коммуникации с внешними контрагентами (клиентами, поставщиками, конкурентами и т.д.)  

     

    Соответственно, можно предположить, что быстрее и лучше других кризисными возможностями сумеют воспользоваться «аналитичные» компании, у которых данные компетенции и навыки достаточно развиты. В период непрерывного роста «аналитичные» компании порой проигрывали своим более агрессивным конкурентам в темпах роста. Иногда изнутри это даже воспринималось как «горе от ума». Конкуренты же в погоне за долей рынка активно открывали региональные представительства, инвестировали в расширение мощностей, наращивали складские запасы. Вопрос эффективности при этом часто оставался на заднем плане. 

    И вот сейчас «аналитичные» компании, не обремененные избыточными активами и кредитами, могут весьма эффективно воспользоваться своими аналитическими компетенциями и внутренними технологиями. Главное – не переусердствовать с анализом и планированием, и вовремя начать действовать.

    В сокращенном виде статья опубликована в журнале "Управление сбытом"

     
    Дмитрий Сироткин, ИКФ "АЛЬТ" http://www.altrc.ru
    Комментарии
    К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
    Интересные статьи по теме
    Аватар garya
    Производство брендовой одежды в Бангладеш. Одежда Rovello: доступная цена, европейское качество! Текстиль под торговой маркой Rovello представлен на российском рынке компанией RUBA FASHION...
    Категория: Бизнес | Автор: garya | Добавлено: 04.06.2014
    Аватар AndreyEn
    Малое сельское хозяйство или как взять в аренду поле Землю в собственности можно назвать большой роскошью для современного рядового россиянина. Однако беспрепятственно заниматься сельским хозяйством, не имея в собственности участка земли, возможно – мож...
    Категория: Бизнес | Автор: AndreyEn | Добавлено: 08.07.2014
    Аватар Alex Yash
    Для чего нужна утренняя планерка и как проводить её максимально эффективно? Недавно ко мне подошел руководитель отдела персонала и спросил, как правильно провести утреннюю планерку, что она должна в себя включать? Ему необходимо было соcтавить чек-лист по утренней планерке. И...
    Категория: Бизнес | Автор: Alex Yash | Добавлено: 08.09.2012
    Аватар 12345
    Отраслевая принадлежность предприятия Отраслевая принадлежность определяется рядом признаков: характером воздействия на предмет труда, экономическим назначением продукции, характером технологического процесса, временем работы в течение го...
    Категория: Бизнес | Автор: 12345 | Добавлено: 19.02.2010
    Аватар ps951125
    Уличные туалетные кабины Легкая, стильная пластиковая туалетная кабина поможет сделать комфортной дорогу, позволит спокойно присутствовать на концерте любимой звезды или другом мероприятии, облегчит передвижение с детьми....
    Категория: Бизнес | Автор: ps951125 | Добавлено: 16.10.2013
    Лучшие авторы
    Аватар tsforex
    Действующий Трейдер с опытом работы 7 лет.
    Пров...

    Читать

    Аватар Инж-Ин
    Отопление, электрика, водоснабжение и канализация ...

    Читать

    Аватар artefakt-sphinx
    Сфинкс-форум. Питомник Канадских М Петербургских (...

    Читать

    Аватар Andrew59
    Администратор Пермского клуба Пежо Ситроен

    Читать

    Аватар Ludmila80
    Автор нескольких блогов для женщин.

    Читать

    Свежие комментарии
    Нормальная тема.

    Читать

    Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

    Читать

    Можно выбрать.

    Читать

    Ой, шутник.

    Читать

    https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

    Читать

    Напишите нам