Классификация и система обозначения автотранспортных средств
Автомобильные транспортные средства (АТС) подразделяются на грузовые, пассажирские, специальные, а также — на дорожные, предназначенные для работы на автомобильных дорогах общей сети и на внедорожные — для использования вне дорог общей сети.
К грузовым транспортным средствам автомобильного транспорта (подвижному составу) относятся грузовые автомобили, тягачи, прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
К пассажирским транспортным средствам — автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы.
К специальным — транспортные средства для производства определенного вида работ пожарные автомобили, автокраны, уборочные автомобили, автолавки, мусоровозы, автомобили, оборудованные различными установками и т. п.
В настоящем справочнике рассматриваются только грузовые и отдельные специальные АТС.
Грузовые автомобили и тягачи различаются по типу двигателя, типу кузова и полной массе, прицепы и полуприцепы — по погрузочной высоте, длине грузовой платформы и полной массе.
Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на тягачи (или бортовые) для работы с прицепами и седельные тягачи для работы с полуприцепами. Для увеличения сцепного веса может быть применен балласт (балластные тягачи).
Прицепом называется транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с тягачом.
Прицеп и прицеп-роспуск соединяются с тягачом тягово-сцепным устройством, передающим тяговые (толкающие) и управляющие усилия, которые возникают в результате взаимодействия звеньев автопоезда.
Полуприцеп соединяется с тягачом седельно-сцепным устройством (ССУ), передающим тяговые и управляющие усилия и воспринимающим вертикальные усилия от части массы полуприцепа.
Прицепы и полуприцепы, удовлетворяющие требованиям государственных и отраслевых стандартов, а также нормам транспортного законодательства относят к прицепным транспортным средствам общего назначения.
К прицепным транспортным средствам специального назначения относятся прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозок которые не могут быть выполнены с соблюдением всех норм транспортного законодательства (по массам и габаритам).
Грузовые автомобили и автопоезда в зависимости от габаритов (длина, ширина, высота), осевых и полных масс, могут относиться к крупногабаритным и тяжеловесным (см. Правила дорожного движения. Инструкцию по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по автомобильным дорогам РФ, зарегистрирована в Минюсте РФ 08 августе 1996 г. № 1146).
В отечественном автомобилестроении используется классификация и система
обозначения автотранспортных средств в соответствии с ОСТом
«Транспортные средства. Маркировка.» 37.001.269-96 и отраслевой нормалью
ОН 025 270 66.
Таблица 1
Первые и вторые цифровые индексы грузовых автомобилей
По ОН023 270-66 |
|||||||
Полная масса, т | До 1.2 | 1.2-2.0 | 2.0-8.0 | 8.0-14.0 | 14.0-20.0 | 20.0-40.0 | Свыше 40.0 |
Тип автомобиля: | |||||||
С бортовой платформой | 13 | 23 | 33 | 43 | 53 | 63 | 73 |
Седельные тягачи | 14 | 24 | 34 | 44 | 54 | 64 | 74 |
В соответствии с отраслевой нормалью в Российской Федерации каждой модели АТС присваивается цифровой индекс, состоящий из ряда цифр определенной последовательности (табл.1): первая цифре обозначает класс АТС по полной массе грузового автомобиля вторая — тип АТС (грузовой автомобиль — 3, седельный тягач — 4, самосвал — 5, цистерна — 6, фургон — 7, специальное АТС — 9, цифра 8 — резервная), третья и четвертая цифры — порядковый номер модели, пятая — модификацию базовой модели, шестая — особенности выпуска (1 — северное исполнение, 6 — экспортное исполнение для умеренного климата, 7 — экспортное исполнение для тропического климата). АТС могут иметь дополнительную индексацию через тире в виде двух цифр — 01, 03, 04 и т.д., для определения модели или модификации как переходной или имеющей дополнительную комплектацию.
Таблица 2
Классификация двигателей по рабочему объему
Класс | Рабочий объем, л | |
1 | до 0.75 | |
2 | свыше 0.75 | до 1.2 |
3 | свыше 1.2 | до 2.0 |
4 | свыше 2.0 | до 4,0 |
5 | свыше 4.0 | до 7.0 |
6 | свыше 7.0 | до 10.0 |
7 | свыше 10.0 | до 15.0 |
8 | свыше 15.0 |
Перед цифровым индексом ставится аббревиатура или условное название завода-изготовителя.
Право присвоения цифрового индекса предоставлено ГУП «НАМИ».
При обозначении прицепов и полуприцепов первая позиция цифрового индексе обозначает: прицеп — 8, полуприцеп — 9, вторая — тип прицепа или полуприцепе указываемый в соответствии с типом автомобиля (3 — бортовой, 5 — самосвальный, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9 — специальный).
Базовые модели автомобильных двигателей, их узлов и деталей обозначаются по той же нормали десятизначным цифровым индексом.
Первая цифра индекса определяет класс двигателя в зависимости от его рабочего объема (табл.2).
Последующие цифры индекса обозначают номер базовой модели двигателя, узлов и деталей.
В настоящее время каждый тип автомобиля получает также технический номер в соответствии с максимально гармонизированным Общероссийским классификатором продукции (ОКП), 45-ый класс которого позволяет расширить описание модификаций АТС.
В ряде стран СНГ для этих целей продолжает использоваться Общесоюзный классификатор.
С учетом мировых автомобильных стандартов принятых в Европейской Экономической Комиссии ООН, грузовые автотранспортные средства классифицируются по категориям (табл.3).
Таблица 3
Классификация грузовых автотранспортных средств по категориям
Категория | Разрешенная максимальная масса*, тн | Характеристика АТС |
N1 | До 3.5** | Для перевозки грузов |
N2 | Свыше 3,5 до 12,0** | |
N3 | Свыше 12,0** | |
01 | До 0.75 | Буксируемые АТС - прицепы |
02 | Свыше 0,75 до 3.5 | Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы |
03 | От 3,5 до 10.0*** | |
04 | Более 10.0*** |
*Специальное оборудование, установленное на специальных АТС рассматривают как эквивалент груза.
**Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
***Для полуприцепов, сцепленных с тягачом или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси (осей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Рус-2-Авто - грузовики, самосвалы и строительная автотехника - продажа и сервис / кредит и лизинг. rus2auto.ru
Спасибо, очень полезная статья.
TulipQ | 30.10.2008